Главная / Газета 14 Сентября 2011 г. 00:00 / Политика

Пятилетку – досрочно!

Чиновники обещают, что федеральное электронное правительство заработает меньше чем через три недели

ЮЛИЯ САВИНА

Вчера вице-премьер Вячеслав Володин на заседании российско-сингапурской межправительственной комиссии сообщил, что федеральная часть проекта «Электронное правительство» («ЭП») заработает полностью уже 1 октября. Эксперты в столь оптимистичные прогнозы не верят. Проект, официально запущенный в 2009 году, должен быть окончательно реализован лишь в 2014-м.

Вячеслав Володин заявил буквально следующее: «Мы готовимся к завершению проекта на федеральном уровне уже 1 октября, когда каждый гражданин сможет получить государственную услугу в федеральном органе исполнительной власти через электронное взаимодействие». По его словам, только от федеральных органов власти россияне получают 81 млн. услуг. Но за каждой из них гражданам нужно семь раз обратиться к чиновникам, которые оформляют справки. «Через реализацию этого проекта мы убираем барьеры, убираем бюрократические препоны, создаем возможность для граждан получать услуги доступно и быстро», – пояснил вице-премьер.

Напомним, что в России план перехода к «ЭП» был разработан по европейскому аналогу. Он состоит из пяти этапов. Первый и второй предполагают создание сайтов с информацией о госуслугах и размещение всевозможных форм заявлений и бланков для скачивания. На третьем этапе гражданин может все документы, необходимые для оформления госуслуги, передать в соответствующее учреждение через Интернет. Четвертый позволит в интерактивном режиме даже отслеживать, на каком этапе находится оформление услуги, но за готовым документом придется явиться лично. И, наконец, на эталонном пятом этапе взаимодействие между гражданином и госучреждениями осуществляется полностью в электронной форме: отправил запрос – отследил, как исполняется, – получил ответ. Реализация всех пяти этапов была намечена на январь 2014 года, и, судя по всему, запустить их к октябрю вряд ли удастся.

По словам директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, предоставление части услуг для населения уже налажено, но в первую очередь – тех, которые предполагаются стандартными интернет-решениями. «В этой ситуации не было изобретено ничего нового, были взяты стандартные возможности авторизации и регистрации на веб-сайте и вход под своим логином и паролем для внесения информации. Все, что касается цифровой подписи и электронного документооборота на сегодняшний день, к сожалению, не работает»,– пояснил «НИ» эксперт.

Г-н Плуготаренко полагает, что в рамках «ЭП» не достигнут даже уровень реализации, который используется в корпоративной среде. К примеру, в банковской, где компании перешли на практически безбумажный документооборот: выписки, переводы денег, получение отчетов – все в электронном виде. К тому же есть проблемы с законодательным оформлением и внедрением электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая должна решить множество попутных проблем. «Что касается ЭЦП, то она нужна и для узаконивания трудовых отношений с удаленными работниками. В России очень много людей так или иначе работают удаленно, и там тоже основной проблемой является отсутствие действующего закона о цифровой подписи и необходимость оформлять бухгалтерские документы в бумажном виде. Это очень сильно стопорит легализацию деятельности удаленных сотрудников», – сообщил Сергей Плуготаренко.

Эксперты обращают внимание и на то, что электронное правительство – это не только получение справок через Интернет, но еще и полное электронное взаимодействие между самими ведомствами, а об этом пока тоже рано говорить. «У меня ощущение, что кроме чисто косметических вещей ничего еще не сделано,– заявил «НИ» президент фонда «Комиссия по свободе доступа к информации» Иосиф Дзялошинский.– В некоторых регионах давно идет оформление правительственного документооборота в электронной форме, например, в Ямало-Ненецком АО, в Тюмени. А что касается федерального уровня, то здесь нужны критерии, на основании которых можно говорить о том, что электронное правительство реализовано. Если речь идет о том, что весь документооборот между правительственными учреждениями осуществляется в электронной форме, то этого нет и еще долго не будет, поэтому даже говорить не о чем. А если речь идет о том, что граждане могут оформить какие-то бумаги в электронном виде, то здесь что-то сделано, но это называется не «Электронное правительство», а «Электронный гражданин». Это две разные программы».

Опубликовано в номере «НИ» от 14 сентября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: