Главная / Газета 24 Августа 2011 г. 00:00 / Политика

По собственному желанию Кремля

Приближающиеся президентские выборы подталкивают федеральный центр к смене власти во многих регионах

ЮЛИЯ САВИНА

В понедельник губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко покинула пост градоначальника, написав заявление «по собственному желанию» на имя президента. По мнению политологов, это, скорее всего, последняя отставка в рядах глав регионов до предстоящих в декабре федеральных парламентских выборов. Теоретически могут «попросить» губернаторов, которые не возглавят региональные списки «Единой России», но вряд ли – слишком мало осталось времени. А вот к выборам президента ротация, скорее всего, оживится. Интересно, что отставки зачастую никак не связаны с результатами работы глав регионов. Как выяснили «НИ», специальная правительственная комиссия, которая должна давать соответствующие оценки, вообще не работает.

По мнению экспертов, Валентина Матвиенко переедет в Москву, потому что не смогла бы обеспечить нужное число голосов «Единой России» в Санкт-Петербурге.<br>Фото: AP.DMITRY LOVETSKY
По мнению экспертов, Валентина Матвиенко переедет в Москву, потому что не смогла бы обеспечить нужное число голосов «Единой России» в Санкт-Петербурге.
Фото: AP.DMITRY LOVETSKY
shadow
С начала года уже пять руководителей субъектов РФ досрочно лишились своих постов: Борис Эбзеев (Карачаево-Черкесия), Алексей Кузьмицкий (Камчатка), Дмитрий Зеленин (Тверская область), Вячеслав Дудка (Тульская область), Валентина Матвиенко (Санкт-Петербург). Все они ушли «по собственному желанию», хотя эксперты называли множество причин рокировок в этих регионах. Приближение федеральных выборов – и парламентских, и президентских – заставляет задуматься, кому еще грозит в скором времени расставание с высшей должностью в регионе.

Некоторые эксперты утверждают, что слабые позиции у тех, чьи полномочия приближаются к концу. «В этом году может уйти со своего поста глава Адыгеи Аслан Тхакушинов, я думаю, что его шансы на продление полномочий минимальны. В следующем году – глава Омской области Леонид Полежаев, Томской – Виктор Кресс, Московской – Борис Громов, кончаются полномочия и у главы Ленинградской области Валерия Сердюкова», – поделился с «НИ» предположениями президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Кадровая политика Кремля позволяет строить предположения, что сменить могут даже популярных губернаторов, если они находятся на высшем региональном посту уже достаточно долго. С 2008 года глава государства назначил около 40 «губернаторов-новичков». А в следующем году как раз заканчиваются сроки полномочий в Краснодарском крае у Александра Ткачева (три срока правления субъектом РФ), в Белгородской области у Евгения Савченко (пять сроков), в Вологодской области у Вячеслава Позгалева (четыре срока).

Михаил Виноградов считает, что есть еще одна «группа риска» – жертвы непопулярности. В нее входят те, кто впутался в аппаратные интриги или внутренние конфликты. «Среди не самых популярных глав регионов губернатор Курской области Александр Михайлов или Курганской – Олег Богомолов. Если говорить о внутриэлитных конфликтах, то это, например, губернатор Владимирской области Николай Виноградов, против которого разворачиваются интриги. У условно новых губернаторов пока работа тоже не очень получается. Примеры – в Волгоградской области Анатолий Бровко или глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, которая поссорилась с нефтяными компаниями», – перечисляет г-н Виноградов.

Есть вероятность, что еще до декабрьских выборов с постов глав регионов могут сместить тех, у кого разладились отношения с «Единой Россией». Если губернатор не поведет партию на подведомственной территории, значит, его положение крайне неустойчиво, считают эксперты.

«Высокопоставленные отставки могут быть связаны прежде всего с неспособностью тех или иных губернаторов возглавить региональный список партии власти, – утверждает директор Центра политических технологий Игорь Бунин. – Уход Валентины Матвиенко в Совет Федерации тоже был связан с тем, что она не могла обеспечить «Единой России» приличный результат. И в этой ситуации стали искать нового губернатора, который мог бы возглавить список. Поэтому если вы посмотрите те регионы, где список будет возглавлять не губернатор, то там у власти могут начаться проблемы». По мнению г-на Бунина, возникает цепочка: «Если мы назначаем другое лицо во главе списка, имеет ли смысл вообще оставлять губернатора?»

Не так давно исполняющий полномочия секретаря президиума Генсовета партии «Единая Россия» Сергей Неверов, комментируя информацию о том, что некоторые субъекты РФ будут «тянуть» министры, назвал фамилии тех руководителей регионов, кто не будет возглавлять список на выборах в Госдуму по различным причинам. Тут как раз оказались «непопулярные» главы Курской и Курганской областей. «Новых лиц» партия власти ждет и в Адыгее, а главу Ленинградской области обещают приберечь до региональных выборов.

Политолог Дмитрий Орешкин считает, что до выборов осталось слишком мало времени, поэтому губернаторов больше менять не будут. «Поменяв губернатора, ты рискуешь утратить контроль над избирательным процессом в этом регионе. Потому что избирательный процесс сейчас во всех регионах зависит от административного ресурса, за некоторыми экзотическими исключениями вроде Кировской области или Пермского края, где губернаторы не члены «Единой России». У нас из 83 субъектов федерации, по-моему, только пять руководителей – не члены «Единой России». Значит, сейчас менять губернаторов очень большой риск. Раз ты утрачиваешь контроль над выборами, ты можешь получить реальные результаты. А реальные результаты у «ЕР» невелики. По-настоящему ее рейтинг едва ли выше 40%, а скорее ниже. А надо, чтобы было 60%. Значит, менять, скорее всего, сейчас не будут, а если и будут, то в том случае, если случится что-то экстраординарное, на что невозможно не прореагировать», – пояснил «НИ» эксперт.

Кстати, для оценки деятельности губернаторов существует целая система. Они в соответствии с указом президента еще с 2007 года должны составлять отчеты по своему региону и отправлять доклад в правительство. После этого кабинет докладывает ситуацию главе государства. Доклад с оценкой эффективности деятельности органов исполнительной власти за 2009 год был представлен общественности год назад, в конце августа. А значит, не сегодня завтра можно ждать новый отчет за прошлый год. В Министерстве регионального развития «НИ» подтвердили: отчет по субъектам уже написан, и вскоре его представят президенту. «Доклад, естественно, готов, – сообщил «НИ» начальник отдела оценки эффективности деятельности субъектов РФ Алексей Хоц. – Это все на уровне правительства сейчас находится. Доклады предоставляются непосредственно руководителями субъектов до 1 мая».

Для оценки результатов деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти даже была создана специальная правительственная комиссия. Однако ее состав в последний раз менялся в 2010 году, и сейчас ее членами значатся, к примеру, «губернатор Тверской области Д.В. Зеленин» и «губернатор Калининградской области Г.В. Боос», которые со своими должностями в этих регионах уже распрощались. Как сообщили «НИ» в аппарате правительства, комиссия не работает в принципе. «Комиссия сейчас не действует вообще, и в таком составе она не собиралась, – заявила «НИ» заместитель начальника отдела регионального мониторинга оценки эффективности деятельности органов государственной власти Галина Сучкова. – Именно вот эта комиссия не работает. У нас есть много других процедур, при помощи которых мы рассматриваем эти документы».

Чтобы оценить эффективность деятельности губернаторов, учитывают около 300 показателей. В частности, при оценке общего уровня руководства смотрят на удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами (информацию, как ни странно, предоставляет ФСО России), удельный вес населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом (по данным Минспорттуризма), среднегодовую занятость койки в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (подсчитывает Минздравсоцразвития РФ) и многие другие факторы, включая дорожное хозяйство, образование, доходы населения, обеспечение безопасности. И хотя на составление доклада президенту уходят месяцы, его результаты на деле не так уж важны. Даже если регион по показателям в отстающих и выявлено, скажем, нецелевое расходование средств, губернатору практически ничего не грозит. За «неэффективность» (а именно ее и оценивают) у нас, судя по формулировкам последних отставок, не увольняют.

По мнению экспертов, сама система подобной оценки – симуляция. «В советское время это называлось «социалистическое соревнование». Ты сам заполняешь «окошечки»: сколько народу прошло обучение в университете марксизма-ленинизма, сколько человеко-часов проведено на овощной базе. Это все отправляли в райком партии, и там определяли, кто победитель соцсоревнования. Здесь то же самое, – убежден Дмитрий Орешкин. – Это самообман. Около 300 показателей две недели аппарат губернатора будет подсчитывать и заполнять, хотя они ровным счетом ничего не значат. К тому же они будут заведомо фальсифицированы, как и показатели социалистического соревнования. Это все такое административное рукоблудие, которое призвано заменить честные выборы».

«Принцип «кто последний по результативности – на увольнение» у нас не работает, – соглашается Игорь Бунин. – В нашей «республике товарищей», где все живут по номенклатурному принципу и теряют свои посты крайне редко, сложно это даже представить. И скорее всего, смены будут и дальше проходить по политической необходимости». Хотя, как говорит Михаил Виноградов, у населения сейчас и нет потребности в громких отставках. «В 2007 году, даже когда произошли отставки министров Михаила Зурабова и Германа Грефа, это почти не вызвало предвыборной эйфории. Безусловно, общество ждет сигнала, связанного с наведением порядка и в регионах, но в принципе сейчас эта потребность не так велика, как раньше», – считает эксперт.

Опубликовано в номере «НИ» от 24 августа 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: