Главная / Газета 22 Июня 2011 г. 00:00 / Политика

Когда разобьют копилки

Партии отчитались о своих доходах за прошлый год

НАДЕЖДА КРАСИЛОВА

Центризбирком опубликовал вчера официальный финансовый отчет политических партий за прошлый год. Самой богатой уже вполне привычно оказалась «Единая Россия», хотя в отличие от большинства других партий ее доходы и упали. В «ЕР» это объясняют тем, что в прошлом году избирательных кампаний в регионах было меньше, а потому меньше нужно было собрать и денег. Единороссы уверяют также, что они экономят за счет отказа от коммерческой рекламы. Политологи отмечают, что вместо нее партия активно переходит на рекламу социальную, которая не оплачивается из избирательных фондов.

Собранная «единороссами» сумма (2,45 млрд. руб.) намного больше, чем у ее ближайших конкурентов. «Справедливая Россия» смогла положить в свою копилку только 434 млн. У КПРФ доходы составили 319 млн. руб., а ЛДПР оказалась самой бедной думской партией, она смогла наскрести лишь 137 млн. Из непарламентских партий самые зажиточные – «Патриоты России», которым удалось аккумулировать 175 млн. руб. «Яблоко» с 97 млн. почти вдвое беднее, а «Правое дело» стало аутсайдером, ему перечислили лишь 19 млн. руб. Основным источником доходов для всех партий, как и раньше, стали пожертвования от организаций и частных лиц. Членские же взносы составили ощутимую часть бюджета только у КПРФ, рядовые партийцы перечислили на ее счета солидную сумму в 70 млн. руб.

Интересно, что почти у всех партий за год денег в кошельках прибавилось. Только «Единая Россия» неожиданно снизила свои доходы на 25% (с 3,3 до 2,45 млрд. руб.). В самой партии это объясняют тем, что она стала обходиться меньшими суммами, а потому не нуждается в наращивании денежных поступлений. Во-первых, в прошлом году местных выборов было меньше, чем в предыдущем году. Во-вторых, единороссы стали не так активно использовать в регионах такую затратную для партийного бюджета форму агитации, как реклама. Поэтому и привлекать средства в свои фонды им нужно в гораздо меньших объемах.

По мнению руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, «Единая Россия» действительно уходит в регионах от коммерческой рекламы. Но заменяет она ее рекламой социальной, которую не оплачивает из партийных избирательных фондов. «Партия в массовом порядке применяет косвенную агитацию, – пояснил «НИ» эксперт. – Причем делает это так, что получается, будто социальная и партийная реклама просто похожи. Сначала проходит социальная реклама, а потом избирательная, которая копирует первую. Естественно, оплата подобных кампаний не идет через официальные агитационные фонды. И в последний год этот тренд увеличился».

Например, в Марий Эл прошла кампания «Время жить в Марий Эл» с роликами, билбордами, растяжками. А потом этот же лозунг стал главной темой партийной кампании в регионе. В Республике Коми была массовая кампания под девизом «Присоединяйся!». Затем этот же девиз был подхвачен партией власти. В Кировской области висели щиты с новогодними поздравлениями. На части щитов присутствовали логотипы партии, на других – нет. А щиты были совершенно одинаковые, найти отличия простому человеку было очень сложно. Кроме того, «единороссы» умудряются «экономить» на агитации под видом освещения профессиональной деятельности кандидатов.

Член ЦИК Евгений Колюшин выдвигает еще одну версию. «Сейчас «Единая Россия» аккумулируют деньги для избирательного фонда к федеральным выборам в Госдуму, этот фонд еще не создан, – пояснил он «НИ». – Они переливают деньги из некоммерческих организаций, которые создаются как разнообразные фонды содействия. К началу избирательной кампании закачка средств закончится, и их будут переводить на избирательный счет».

Опубликовано в номере «НИ» от 22 июня 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: