Главная / Газета 18 Апреля 2011 г. 00:00 / Политика

Пролетариат отказался от сладкого

Как калужские рабочие завода «Фольксваген» добились значительной прибавки к зарплате

АЛЕКСЕЙ СОБАЧКИН, Калуга

На калужском автозаводе «Фольксваген» произошел на первый взгляд забавный случай. «В цехах повесили объявление о том, что в связи с перевыполнением плана рабочие премируются бесплатным сладким угощением и напитком, – рассказывает сварщик кузовного цеха, член Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Денис Володин. – Я собрал людей и спросил, что делать будем? Народ ругался и предлагал администрации направить это угощение по известному адресу. На фоне низкой зарплаты эта подачка воспринималась как унижение. На обеде были розданы коробочки, в которых лежало четыре пирожных и баночка кока-колы. После смены собрались около 70 человек. Мы поднялись в приемную директора и молча оставили все эти дары там».

Возможно, эта стихийная акция и была той соломинкой, что ломает хребет верблюду. Довольно скоро, после того как рабочие завалили приемную директора пирожными, администрация завода пошла на уступки в долгих переговорах с профсоюзом о повышении зарплаты и изменении системы оплаты труда. К тому же профсоюз четко дал понять владельцам предприятия, что люди «созрели» на забастовку. «Мы обошли цеха, и все рабочие нам сказали, что готовы бастовать, – заверяет заместитель председателя калужского отделения Межрегионального профессионального союза работников автопрома (МПРА), контролер качества продукции Дмитрий Трудовой. – Чаша терпения переполнилась».

Чем же были так недовольны рабочие «Фольксвагена»? Ведь зарплату на немецком предприятии установили побольше, чем на «советских» калужских заводах. Но только на чуть-чуть. Часть рабочих получала на руки всего 12 тыс. руб., сварщики («привилегированное сословие») – 17–18 тыс. руб. По сравнению с другими иностранными автозаводами в России это в 2–3 раза меньше. Еще народ раздражала система бонусов. 20% зарплаты составляла премия. Но лишиться ее – пара пустяков. «Премия зависела от мастера, – объясняет Дмитрий Трудовой. – И если рабочий, например, отказывался работать сверхурочно, можно было остаться без премии».

«Текучка кадров на предприятии огромная, – рассказывает член МПРА, контролер качества продукции Елена Крюкова. – Вся Калуга, похоже, уже поработала на «Фольксвагене». Люди не выдерживают потогонной системы труда, а точнее – несоответствия зарплаты этой системе, и уходят. Руководство завода теперь вынуждено набирать кадры в райцентрах. Сейчас рабочих возят на автобусах из Кондрова и Козельска, за десятки километров».

Неудивительно, что при такой жизни рабочие «Фольксвагена» начали объединяться в профсоюз. Правда, толчок к этому был дан извне. В Калугу приехали активисты МПРА из других городов и стали «смущать» народ. Вход на предприятие посторонним запрещен, зато в служебных автобусах катайся сколько хочешь – там и происходили беседы активистов с рабочими. В результате на «Фольксвагене» возникла ячейка МПРА, составляющая сейчас несколько сотен человек.

К активным действиям МПРА в Калуге приступил в 2009 году. Тогда рабочие добились права на ежечасные пятиминутные перерывы, если температура в цехах превышает 28 градусов. А в феврале этого года сварщики остановили конвейер на 20 минут – они были вынуждены это сделать, потому что полгода работали без защитных нарукавников, из-за чего получали ожоги. Когда конфликт из-за спецодежды перешел в острую фазу, кожаные нарукавники сразу же были выданы.

С декабря прошлого года между МПРА и администрацией завода начались переговоры о повышении зарплаты. «Переговоры шли очень тяжело, – комментирует Дмитрий Трудовой. – Если бы профсоюз не занял жесткую позицию, мы ничего бы не добились. Но и нам пришлось пойти на компромисс. Мы боролись за то, чтобы нам сразу ощутимо прибавили зарплату, однако приняли предложение руководства завода о поэтапном повышении».

Каков же результат переговоров? Апрельская зарплата на «Фольксвагене» будет повышена на 13% (здесь учтена инфляция прошлого года), в сентябре прибавят 5% и еще 5% в ноябре. И, что немаловажно, премию теперь все будут получать гарантированно, она включена в размер оклада. В итоге, как считают активисты МПРА, им удалось добиться 40% роста зарплаты. Они называют это своей блистательной победой. «Мы смогли добиться результата только координированными коллективными действиями, – говорит Дмитрий Трудовой. – Пусть прозвучит банально, но наша сила – в единстве».

Корреспондент «НИ» обратился в администрацию завода с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Нам ответили, что концерн «Фольксваген» «охотно сотрудничает и постоянно ведет конструктивный диалог с профсоюзами и представителями трудового коллектива». Руководство калужского завода «в результате переговоров приняло решение о том, что «с 1 апреля 2011 года в течение следующих месяцев заработная плата будет повышаться поэтапно, в зависимости от роста продуктивности производства».

Опубликовано в номере «НИ» от 18 апреля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: