Главная / Газета 5 Апреля 2011 г. 00:00 / Политика

Вычистить пустые кресла

Количество российских чиновников может уменьшиться только в статистических данных

ЮЛИЯ САВИНА

С 31 марта 2011 года предельная численность сотрудников аппарата правительства должна составлять 1453 человека. Соответствующий документ премьер Владимир Путин подписал еще в начале года. Так кабинет министра исполнил указ президента об оптимизации численности чиновников. Напомним, в этом году их должно стать на 5% меньше, а к 2013-му насиженное место предстоит освободить каждому пятому. Правда, реальное сокращение аппарата вряд ли состоится. Ведь в том же аппарате правительства, по свежим данным Росстата, уже в конце 2010 года работало всего 1318 человек, штат был недоукомплектован почти на 14%. Получается, сокращать никого не надо, а указ главы государства и так будет выполнен. Схожая ситуация – практически во всех министерствах и ведомствах, которые с 5-процентным «урезанием» справятся легко, никого не трогая.

Чиновникам аппарата правительства и министерств не стоит сильно беспокоиться о потере своих рабочих мест.<br>Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK
Чиновникам аппарата правительства и министерств не стоит сильно беспокоиться о потере своих рабочих мест.
Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK
shadow
Напомним, около года назад министр финансов Алексей Кудрин предложил осуществить в России программу по сокращению госчиновников. По задумке Минфина численность госслужащих необходимо уменьшить на 20% за три года. В 2011 и 2012 годах сократить по 5 % госслужащих, а в 2013 году распрощаться еще с 10% чиновников. «Сокращение чиновничьего аппарата сэкономит бюджету 37 млрд. руб. ежегодно», – подсчитал тогда министр. В начале января этого года президент подписал указ «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов». Согласно документу, сокращение предельной численности предусматривается для федеральных государственных гражданских служащих, работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет правительство.

Изучая данные Росстата, можно было предположить, что из федеральных министерств и ведомств реальные сокращения грозят только Росмолодежи, поскольку это единственный федеральный орган исполнительной власти, укомплектованный полностью на сто процентов. И тут ведомство оказалось «впереди планеты всей»: точно выполнило программу-минимум по сокращению числа госслужащих в этом году на 5 %. «Мы исполняем указ президента: до 28 марта нужно было выполнить распоряжение, и мы уже сократили трех сотрудников. В соответствии со структурными изменениями в ведомстве осталось 47 человек», – отрапортовала «НИ» главный специалист-эксперт отдела кадров Росмолодежи Елена Куликова. Она также заверила, что зарплаты в Росмолодежи не повысились: «Тарифная сетка по разрядам так и осталась без изменений. Надбавка за чин и за выслугу остались прежними, что касается премий, все это индивидуально для каждого ведомства, такие данные я предоставить не могу», – пояснила эксперт Росмолодежи.

Остальные федеральные министерства и ведомства вряд ли понесут какие-то по-настоящему серьезные потери при реализации плана по сокращению госслужащих. К примеру, Министерство обороны в 2010 году было недоукомплектовано госслужащими на 42%, в Федеральной налоговой службе почти 40% незамещенных вакансий, а в Федеральном агентстве по поставкам вооружения военной, специальной техники и материальных средств 85% вакантных чиновничьих должностей. По сути, руководители могут просто сократить штатную численность госоргана, не потеряв при этом ни одного сотрудника. «Любой чиновник при «выбивании» штата указывает большее количество штатных единиц, чем ему нужно для работы, – пояснил «НИ» доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. А на оставшиеся места он теоретически может трудоустроить своих знакомых, друзей, а самое главное, при реальном сокращении он может этими местами спокойно пожертвовать. То есть за счет «мертвых душ» можно отрапортовать о сокращении». Эксперт уточнил, что есть еще один незамысловатый способ уменьшить число чиновников – можно сократить «технических» сотрудников, которые не причастны к принятию решений.

Что же касается сокращения расходов за счет уменьшения количества чиновников, то на деле оно может и не воплотиться в жизнь. Нынешняя недоукомплектованность многих госучреждений позволяет повышать денежное довольствие служащих путем премирования за счет нераспределенных средств фонда зарплаты. Деньги, которые предлагается сэкономить за счет программы сокращения чиновников, планируют частично пустить на стимулирование тех же сотрудников. То есть по сути реализация президентского указа не приведет к заявленным целям. В прошлом году (то есть еще до официального старта громкой кампании по сокращению госслужащих) количество региональных чиновников сократилось всего на 0,7% – с 785 тыс. до 779,5 тыс. человек. А вот среднемесячная зарплата чиновников в регионах РФ в прошлом году даже выросла на 2,6%, составив 28,9 тыс. руб. То есть сократить и при этом еще сэкономить не получилось.

Кстати, данные по зарплатам в регионах очень неровные. К примеру, в Архангельской области средняя зарплата у чиновников составляет 59 тыс. 406 руб. (в то время как обычные граждане региона получают в среднем 23 тыс. 507 руб.), а в Кабардино-Балкарии зарплата госслужащего составляет в среднем всего 17 тыс. 434 руб., не слишком отличаясь от среднерегиональной зарплаты трудящихся (12 тыс. 017 руб.). В Москве чиновник в среднем получает 52 тыс. 365 руб. (средняя зарплата в регионе 47 тыс.884 руб.).

Специалисты видят множество по-настоящему действенных способов для исполнения президентского указа о сокращении госслужащих, но все они требуют немалых затрат и сложны в осуществлении. «Нужно провести ревизию государственных служб, – заявил «НИ» доктор экономических наук, председатель экспертного совета «Опора России» Никита Кричевский. – Если ее провести по каждому конкретному ведомству и каждому направлению, то обнаружится, что одних чиновников могут заменить компьютерные программы, других – саморегулируемые организации. Нужно также оценить уровень квалификации чиновников, потому что сейчас этот уровень существенно ниже того, на который мы все рассчитываем. Есть смысл проводить квалификационные экзамены и по итогам отсеивать тех, кто не соответствует заявленным требованиям». Ученый видит проблему в том, что у нас на госслужбу принимаются «не те, кто обладает наилучшими знаниями и компетенцией, а те, кто вне зависимости от своих навыков доказал свою верность руководителю путем многолетней преданной службы».

Однако осуществить столь масштабную ревизию госучреждений в России будет непросто. Поскольку часто всевозможные переаттестации носят лишь ритуальный характер и, кроме больших затрат на их осуществление, ни к чему не приводят. По мнению генерального директора Института прикладной политики Ольги Крыштановской, квалификационные экзамены в нашей стране еще никогда не способствовали реальному сокращению: «Все это «липовое». Поэтому, прежде всего, надо сделать так, чтобы система действовала формально и жестко, чтобы никто не мог оказывать на нее давление». Г-жа Крыштановская видит возможное решение в том, чтобы усложнить процедуру образования новых госструктур. «Дело не в функциях, а в количестве инстанций», – считает эксперт.

Для сокращения количества госслужащих можно применить и английский способ, который в свое время реализовала Маргарет Тэтчер, полагает Михаил Делягин. «Часть функций госуправления передается негосударственным организациям. Они тоже получают деньги из бюджета, но его работники, имеющие ту же зарплату, уже не считаются госслужащими. У нас пока это не осуществлялось, потому что в России госслужащий имеет огромные льготы, в отличие от Великобритании», – рассказал «НИ» экономист.

Между тем средние зарплаты у госслужащих разных ведомств отличаются в разы. Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками стали служащие Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (в среднем в 2010 году они получали 134 тыс. 964 руб. в месяц). Меньше всего ценят госслужащих в Федеральной службе исполнения наказаний, там средняя зарплата в 2010 году составляла 30 тыс. 248 руб. В аппарате правительства (в среднем 103 тыс. 914 руб.) и в Счетной палате (в среднем 89 тыс. 072 руб.) чиновники получали больше, чем в администрации президента (в среднем 85 тыс. 881руб.). К тому же рост и снижение зарплат у федеральных госслужащих тоже неравномерный. По сравнению с 2009-м в прошлом году у чиновников из Министерства обороны зарплаты увеличились на 55,5%, а у Федерального казначейства на 27,7%. В то же время в Росалкогольрегулировании зарплаты упали на 31,6%, в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на 27,9%, в Министерстве образования и науки на 22,9%. «Снижение зарплат у чиновников министерств образования и здравоохранения – это, видимо, результат нашей бюджетной политики, которая направлена в основном на поддержание здоровья силовых ведомств, а не населения,– высказал «НИ» предположение президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. – А увеличение зарплат служащих Федерального казначейства объясняется тем, что нельзя обижать людей, которые распределяют деньги».

Сопредседатель Партии народной свободы Борис Немцов также считает, что перепады в оплате труда госчиновников не случайны. «Власти делают ставку «на штыки», поэтому чиновников в погонах они обижать не будут. Что касается чиновников гражданских служб, можно сказать, что они безопасны, поэтому за счет их можно сэкономить», – сделал вывод политик. Однако часть экспертов полагает, что резкое снижение зарплат в некоторых ведомствах все-таки компенсируется дополнительными неофициальными выплатами и надбавками. «В противном случае эти службы превратятся в банальные кормушки. Люди туда приходят, либо понимая, что им будут доплачивать какие-то премии, либо они будут обменивать свои трудозатраты на блага нематериального характера», – считает Никита Кричевский.

Что же касается самой идеи по сокращению чиновников, так долго вынашиваемой и столь обширно освещаемой, то, кажется, в нее мало кто верит. «Сокращения не происходит, потому что никто не принимает это всерьез», – заявил «НИ» Георгий Сатаров. Эксперт полагает, что изменения действительно необходимы, но сокращать надо не чиновников, а чиновничьи функции. «Думаю, это очередной обман, трюк перед выборами. Рейтинги власти падают, поэтому придумываются такие политические аттракционы, – рассказал «НИ» Борис Немцов. – То, что штаты недоукомплектованы, ничего не значит, потому что чиновники сами формируют штаты и сами себе увеличивают функции для того, чтобы все регулировать и давать дополнительные разрешения. Для России будет благом уменьшение госаппарата в два раза. Меньше надо будет бегать по кабинетам и меньше надо будет раздавать подношений».

По прогнозам специалистов, сокращение числа чиновников, если и будет реально осуществляться, то продлится недолго. «Осуществим такую программу сегодня, но уже завтра снова начнется бурный рост чиновников. А все потому, что наша бюрократия имеет огромные привилегии. Не будет таких привилегий, и проблема исчезнет, – отмечает Ольга Крыштановская. – Только это уже изменение характера государственной машины, а не просто сокращение чиновников. Однако элита намертво не хочет отказываться от системы кормлений, созданной еще при Иване Грозном».

Опубликовано в номере «НИ» от 5 апреля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: