Главная / Газета 17 Января 2011 г. 00:00 / Политика

Кто завтра свободен

Власти приступили к сокращению чиновников

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

В пятницу стало известно о том, что премьер Владимир Путин подписал распоряжение, которое устанавливает с 31 марта 2011 года предельную численность работников аппарата правительства в 1453 штатных единицы. Это означает его сокращение на 5%. Таким образом, выполняется распоряжение президента о сокращении федеральных чиновников, которых за три года должно стать на 20% меньше. Независимые эксперты сомневаются в успешности предпринимаемых шагов.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Как рассказал пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, средний возраст работников аппарата правительства – 45 лет. На сегодняшний день в нем наблюдается гендерное равновесие: 49,52% мужчин, 50,48% женщин. Планируется, что в 2012 году аппарат уменьшится еще на 5%, а в 2013-м – на 10%. Таким образом, в 2013 году завершится процесс сокращения на 20%.

Заметим, что и до этого власти предпринимали попытки сократить количество госслужащих. К примеру, по административной реформе 2002 года предполагалось изъять дублирующие и избыточные госфункции и передать их часть коммерческим организациям и будущим саморегулируемым организациям. Ожидалось, что благодаря этому уменьшится и количество чиновников. Реформа продолжается до сих пор. По данным властей, за последние четыре года избыточными было признано 1468 госфункций, 263 – дублирующими, 868 – «требующими существенного изменения и уточнения таких полномочий». А вот количество чиновников тем временем продолжало расти: с 2008 года на федеральном уровне их стало на 19–20 тыс. больше, на уровне субъектов РФ – примерно на 60 тыс.

По нынешнему плану каждое министерство и ведомство сократит в 2011 и 2012 годах по 5% госслужащих, в 2013-м – по 10%. По оценке Минфина, на сегодняшний день в федеральных органах власти, включая судебную систему, насчитывается порядка 510 тыс. служащих. Это значит, что «лишними» в итоге окажутся более 100 тыс. человек. Экономия составит 43 млрд. руб. в год, однако это не означает, что чиновникам будут платить меньше. В соответствующем указе президента говорится, что 50% высвободившихся в результате сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату их труда, будут направлены на материальное стимулирование тех, кто останется.

Примеру федеральных властей должны последовать и регионы. В столице, например, уже объявлено, что в ходе городской административной реформы будут рассмотрены порядка 110 наиболее востребованных госуслуг в самых важных сферах: градостроительстве, социальной политике, торговле, природопользовании, здравоохранении и образовании, транспорте, жилищной и семейной политике. Мэр Москвы Сергей Собянин, который в прежние годы занимался этой реформой в администрации президента, надеется, что это позволит сократить штат чиновников.

Независимые эксперты, не сомневаясь в том, что аппарат у нас раздут повсеместно, опасаются, что начавшееся сокращение принесет должный эффект. Директор российского отделения центра антикоррупционных исследований Transparency International Елена Панфилова считает, что аудит существующих функций должен быть понятным и публичным, без этого никакая реформа эффективной не будет. «Все чиновники у нас делятся на две категории: те, кто непосредственно связан с принятием решений и управлением, и те, кто обеспечивает работу первых. Нам важна эффективность и качество работы тех, кто принимает решения, но сокращения, как правило, касаются второй категории госслужащих. То есть сокращают секретарей, делопроизводителей, а отнюдь не самих чиновников», – пояснила «НИ» эксперт. По ее словам, на этот раз опять непонятно, «кто эти 5%, чем они занимаются». «Такой информацией с нами не делятся, и это главная проблема», – сетует г-жа Панфилова.

В итоге, по ее словам, оценить итоги работы по сокращению чиновников нам будет очень сложно, поскольку мы изначально не знаем ситуации. «Нам известна лишь общая численность, но кто из них чиновники среднего уровня, кто – низшего или высшего, а кто – аппарат обеспечения, этого нам не говорят», – отмечает эксперт. – К тому же, по ее словам, опыт предыдущих реформ показал, что «в ряде ведомств основные сокращения коснулись людей, которые должны были уйти на пенсию». «Плюс вычеркнули все незанятые должности, а также те, которые люди занимали по совместительству. В результате получилось сокращение, но ведь мы же не этого хотели. Мы хотим, чтобы на всех должностях оказались лучшие из лучших», – подчеркнула Елена Панфилова.

Председатель межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» кандидат юридических наук Павел Чиков убежден, что первичны не проценты, не количественные показатели, а качественные. «Ведь очевидно, что в стране самая главная проблема – это неэффективное управление. Но у нас в стране всего несколько вузов, которые готовят специалистов по государственному управлению, и в основном это учреждения, которые, по сути дела, являются потомками советской системы воспитания партийных кадров. Поэтому просто неоткуда взяться чиновникам, которые могли бы эффективно использовать те ресурсы и полномочия, которые у них есть».

Опубликовано в номере «НИ» от 17 января 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: