Главная / Газета 28 Сентября 2010 г. 00:00 / Политика

Одна страна – один президент

Главы республик перестанут «дублировать» главу государства

ВЯЧЕСЛАВ РЯБЫХ

На прошлой неделе депутаты и сенаторы из республик Северного Кавказа внесли в Госдуму поправки, запрещающие называть глав регионов президентами. Они убеждены, что наименование должности руководителя региона не может содержать слова и словосочетания, составляющие основу наименования должности главы государства.

В пояснительной записке к документу говорится, что с помощью закона предполагается установить, что наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может содержать слова и словосочетания, составляющие основу наименования должности главы государства – Президента Российской Федерации. В остальном субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. При этом для перемен предполагается установить переходный период в пять лет. Вариантами возможных наименований главы региона, по мнению авторов законопроекта, могут быть «глава», «руководитель», «председатель правительства» и иные.

Одним из толчков для появления на свет этого законопроекта стало заявление главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, объявившего в августе этого года, что президент в России должен быть один. На это послание быстро отреагировали все лидеры северокавказских республик, выразивших горячее желание отречься от президентского звания. В республиках Северного Кавказа, не дожидаясь парламентского благословения, уже либо произошло, либо происходит переименование должностей местных президентов в главы.

Как пояснил «НИ» глава комитета ГД по делам федерации и региональной политике Виктор Усачев, необходимость изменения законодательства назрела давно, а вот активную позицию, которую заняли в этом вопросе региональные лидеры, следует рассматривать как «естественный процесс развития». «У нас в России самое сложное федеративное устройство в мире. Не нужны нам 13 президентов, нужен только один!» – считает г-н Усачев.

Из 83 субъектов России, 21 регион – это республики. Президентские посты есть в Чечне, Бурятии, Башкирии, Марий Эл, Татарстане, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Туву и Хакасию возглавляют председатели правительства. В Карелии, Республике Алтай, Мордовии, Коми и Калмыкии высшее должностное лицо региона называется «глава республики».

Вопрос, связанный с наименованием должности глав регионов, возник в 2001 году, когда началась реформа по приведению местных конституций в соответствие с Конституцией РФ. В прошлом году президент РФ Дмитрий Медведев в ответ на замечание ЛДПР о неупорядоченности названий региональных парламентов заявил, что название – вторичный момент. В то же время он согласился, что «какой-то рекомендательный набор названий» для законодательных органов и высших должностных лиц субъектов РФ «теоретически можно представить», но при этом этот вопрос «не нужно решать наверху, а нужно продискутировать с участием самих территорий, самих субъектов РФ».

Как считает директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, данное предложение абсолютно логично и разумно. «Россия – единственная построенная на федеративных принципах страна, в которой главы республик носят одну «фамилию» с главой государства. В той же Америке губернаторами называются руководители всех штатов, также единообразно названы и все федеральные органы. Для российских же регионов лишение президентского звания будет означать ликвидацию даже имиджевых претензий на некое суверенное начало, которого в субъектах быть не должно, – объяснил «НИ» политолог.

По мнению руководителя региональных программ фонда развития информационной политики Александра Кынева, данные перемены совершенно не нужные. Как считает политолог, нужно заниматься реальной, а не формальной унификацией регионов. Тем более что унификация в стране, именуемой «федерацией», просто абсурдна. «У нас по многим позициям пытаются заниматься какими-то формальными играми – перевешивать вывески, менять названия и тому подобное. Хотя на самом деле реальные политические системы, существующие в регионах, сильно отличаются друг от друга. В разных регионах наблюдается, например, разный уровень соблюдения прав человека, политической конкуренции. У нас же вместо решения данных проблем предпочитают бороться только за формальную унификацию, – сказал «НИ» г-н Кынев.

Опубликовано в номере «НИ» от 28 сентября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: