Главная / Газета 14 Октября 2009 г. 00:00 / Политика

Опасная таблетка

Депутаты предлагают ввести табу на рекламу лекарств

НАДЕЖДА КРАСИЛОВА

В Госдуму внесен законопроект, запрещающий рекламу фармацевтических средств везде, кроме специализированных изданий. По мнению его автора, от самолечения сейчас умирает в десять раз больше людей, чем от ошибок хирургов. Эксперты, как представители фармацевтического рынка, так и из Лиги защиты пациентов, выступили против этой инициативы. Лучше перевести некоторые лекарства в разряд рецептурных и больше контролировать практику врачей, полагают они.

Запретить рекламировать медикаменты предполагается на телевидении, радио и в обычных печатных средствах. Пропаганда лекарственных средств и медицинской техники должна остаться лишь в специализированных печатных изданиях, а также во время проведения профильных выставок, семинаров, и конференций. При этом изменения не коснутся рекламирования медицинских услуг.

Как подчеркивает в пояснительной записке автор инициативы депутат от «Справедливой России» Антон Беляков, на сегодняшний день законодательство в сфере рекламы не только не способно обеспечить безопасность употребления лекарственных препаратов, но и «провоцирует бесконтрольное и опасное для здоровья потребление лекарств». По его словам, в России увеличилось число случаев, когда граждане, вместо того чтобы обращаться к врачу, принимают те или иные лекарства самостоятельно. Статистика утверждает: до 70% россиян предпочитают консультациям врача самолечение. «Эта побочная практика связана с тем, что постоянно идут советы из эфира и с экранов», – объясняет депутат.

В результате, согласно этой же статистике, около 5% больных, поступающих в медицинские заведения, оказываются жертвами самовольного приема лекарств. Получается, что от неправильно принятых таблеток и микстур умирает в десять раз больше граждан, чем от ошибок хирургов. Печальная статистика гласит, что смертность от побочных действий лекарственных средств и от их неправильного применения сегодня занимает пятое место в России, уступая лишь летальным исходам от травм, автомобильных аварий, заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологии. «Продаваемые без рецепта лекарства убивают значительно больше людей, чем все противозаконно продаваемые вещества вместе взятые, включая алкоголь и наркотики», – отмечает автор инициативы, подчеркивая, что практика запрета рекламы лекарств существует за рубежом. Например, во всех странах ЕС запрещена реклама безрецептурных препаратов.

Против табу на рекламу лекарств категорически выступили эксперты, причем как из фармацевтических компаний, так и из Лиги защиты пациентов. Во-первых, сомнения у специалистов вызвали данные статистики смертности пациентов от неправильного употребления лекарств. «Я никогда таких данных не встречал», – отреагировал в беседе с «НИ» Александр Кузин, генеральный директор компании, осуществляющей мониторинг отечественного фармацевтического рынка.

Уверен, что «у нас никто этого не считает», согласен и председатель Лиги защиты пациентов Александр Саверский. «В США существует статистика, что 16 % всех госпитализаций связано с осложнениями от употреблений лекарственных средств, – сообщил «НИ» эксперт. – Почему у нас тогда 5%? По логике вещей, эта цифра не может быть намного меньше, чем в Штатах». «Откуда они такие цифры взяли, – в свою очередь, удивляется исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Геннадий Ширшов. – С потолка, что ли, срисовали?» По информации эксперта, система мониторинга побочного действия лекарств в России запущена Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения всего четыре месяца назад и еще не успела представить какие-то выводы.

Эксперты сходятся во мнении, что запрещать рекламировать лекарства бессмысленно. Напомним, что в России разрешается пропагандировать лишь безрецептурные препараты, а информация о рецептурных средствах содержится лишь в медицинских изданиях. «Население покупало и все равно будут покупать «модные» лекарства. А кому надо, тот найдет информацию, где угодно, – уверен Александр Саверский, – например, в Интернете». Кроме того, по словам эксперта, придя на прием к врачу, пациент все равно столкнется с информацией от производителя. Ведь сами врачи, принимая решение о выписке лекарства, руководствуются сведениями, размещенными фармацевтическим компаниями в журналах, озвученными на конференциях. То есть врач получает информацию также от самих производителей. А если вспомнить, что некоторые медики еще и лоббируют интересы определенных фирм, то неизвестно, что еще окажется безопаснее – последовать совету увиденной рекламы или купить препарат, рекомендованный врачом.

Александр Кузин тоже сомневается, что необходимо ограничивать информацию о фармацевтических средствах. «Человек все равно может зайти в аптеку, провизор может ему что-то посоветовать, и это в конечном итоге будет элементом самолечения», – объясняет эксперт. Вместо того чтобы запрещать рекламу лекарств, лучше увеличить количество рецептурных средств и установить более строгий контроль над врачами, считают специалисты. Так, Александр Саверский предлагает запретить безрецептурный отпуск всех препаратов, но зато разрешить их все рекламировать. С ним соглашается Геннадий Ширшов. Кроме того, по его мнению, необходимо установить более строгую ответственность за лечение и стандартизировать прием больных.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: