Главная / Газета 5 Октября 2009 г. 00:00 / Политика

Тогда они идут к нам

Партии осваивают новые методы телефонной агитации

НАДЕЖДА КРАСИЛОВА

От предвыборной агитации, как оказалось, невозможно скрыться нигде, даже у себя дома. Если кто-то и забыл, что 11 октября пройдут выборы в Мосгордуму, ему об этом напомнят «социологи». И не просто напомнят, но и порекомендуют, за кого голосовать. В последние несколько недель по столице прокатилась волна телефонных соцопросов, очень похожих на навязчивую предвыборную технологию. Ее новые методы осваивают две партии – «Единая Россия» и «Справедливая Россия».

Этот нехитрый призыв партии пытаются замаскировать даже под соцопрос.<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Этот нехитрый призыв партии пытаются замаскировать даже под соцопрос.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Партийная реклама осуществляется весьма оригинальным способом. Понимая, что большинство абонентов тут же бросят трубку, как только услышат набившую оскомину информацию о достижениях кандидатов в городской парламент, агитаторы решили переквалифицироваться в социологов. «Опросы» проводятся по такой схеме, что поначалу в них, ничего не подозревая, стали участвовать несколько журналистов разных СМИ.

Так, корреспонденту «НИ» позвонила на домашний телефон девушка, любезно попросив принять участие в кратком социологическом исследовании. Получив согласие, она задала три вопроса. Первый звучал так: «Пойдете ли вы на выборы в Мосгордуму?» Вопрос как вопрос, и каждый волен на него ответить так, как считает нужным. Однако затем интервьюер поинтересовалась: «Как вы относитесь к предложению «Справедливой России» повысить пенсии?» Само по себе предложение – хорошее, но уже закралось подозрение в подвохе. Оно подтвердилось, поскольку третий и последний вопрос тоже оказался посвящен благим намерениям «СР» повысить стипендии для студентов. Тут разговор с «социологом» уже пришлось прервать.

Однако через полчаса снова раздался звонок, и уже другой женский голос повторил слово в слово «опрос» еще раз. Поскольку противников повышения пенсий и стипендий в столице, скорее всего, найдется немного, то партия получит «высокий результат» своей поддержки со стороны москвичей, чем, вероятно, и сможет козырять.

Похожие случаи рассказывают и другие жители столицы, которых также попросили поучаствовать в «социологических опросах». Эту методику взяла на вооружение и «Единая Россия», правда, активисты партии власти более прямолинейны.

Так, корреспондента одного из интернет-агентств попросили ответить без обиняков: «Вы будете поддерживать партию «Единая Россия» на выборах 11 октября?», а потом уже поинтересовались: «Вас устраивает ситуация в Москве с жильем, с рабочими местами и т.д.?» А в заключение никто уже ничего не камуфлировал: звонивший открыто пригласил своего собеседника на избирательный участок, торжественно провозгласив: «Надеемся, что вы поддержите партию «Единая Россия».

Исполнительный директор ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова сразу же оценила подобные «социологические опросы» как «явную и чистую агитацию». Правда, по ее мнению, ничего незаконного здесь нет. «Идет этап агитации, пока он не запрещен, – сказала «НИ» эксперт. – Такой тип агитации по закону не запрещен, несмотря на то что он завуалирован под соцопрос». Единственное, что может смущать в этом случае, – этическая сторона вопроса. Агитаторы подобным образом вводят в заблуждение своих избирателей. Но, по словам г-жи Шибановой, звонившие могут отрицать, что занимались маскировкой. Аргументом может стать желание узнать, насколько партийная агитационная продукция дошла до избирателя, как воспринимается избирательная программа. «Поэтому придраться не к чему, – уверена эксперт. – Таким образом они пытаются заинтересовать людей, ведь иначе те могут просто положить трубку». По ее словам, эту технологию используют уже много лет, но раньше преимущественно применяли в регионах.

В том, что все здесь в порядке с юридической точки зрения, уверен и член ЦИК с совещательным голосом Сергей Костенко. Люди имеют право обзванивать избирателей, отмечает он. «Они ведь спрашивают, готовы ли вы отвечать или нет, и вы определяете свое согласие, – аргументирует эксперт. – Это то же самое, как в случае с листовками, когда вам раздают их на улице: вас же спрашивают, готовы ли вы брать их или нет». Единственное, что смущает г-на Костенко, – это будут ли сопровождать подобные опросы все необходимые по закону атрибуты: выходные данные, учет погрешности, имя заказчика.

В самих же партиях, несмотря на то что завуалированные соцопросы ничего не нарушают, поспешили откреститься от телефонной агитации. Так, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Николай Левичев сказал, что ему об этом ничего не известно. Правда, при этом не исключил, что подобную инициативу мог проявить кто-то из активистов. «Чисто теоретически я допускаю возможность живого творчества масс», – отметил депутат и партфункционер. В «Единой России» также заявили, что никакого отношения к подобным телефонным звонкам не имеют. «Мы такие методы не применяем, у нас другие технологии», – заявил заместитель руководителя фракции «ЕР» в Госдуме Валерий Рязанский.

По его словам, «единороссы» предпочитают лично встречаться с избирателями и «вести прямой и честный разговор с людьми».

Опубликовано в номере «НИ» от 5 октября 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: