Главная / Газета 20 Августа 2009 г. 00:00 / Политика

«Дрова» стратегического назначения

Что именно перевозил пропавший, а потом обнаруженный российский сухогруз, пока не знает никто

СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ

Захваченный пиратами сухогруз Arctic Sea мог перевозить крылатые ракеты для Ирана. С таким сенсационным утверждением выступил вчера представитель ЕС по борьбе с пиратством, бывший командующий силами обороны Эстонии адмирал Тармо Кыутс. По его версии, если бы корабль перевозил лишь пиломатериалы из Финляндии в Алжир, как было зафиксировано в официальных грузовых накладных, то Москва вряд ли послала бы на его освобождение целую флотилию – четыре боевых судна Черноморского флота и еще две атомные субмарины в придачу.

Действительно, обстоятельства захвата, таинственного исчезновения в одном из самых густонаселенных судоходных районов планеты и столь же чудесного бескровного освобождения 15 плененных моряков сухогруза достойны стать сценарием для крутого детектива. Если принять версию контрабанды оружия, то получается, что восемью пиратами, подчалившими к Arctic Sea на резиновой лодке в шведских территориальных водах и скрутившими экипаж, были переодетые агенты спецслужб НАТО. Однако, как заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков, сухогруз был похищен преступной группой в составе четырех эстонцев, двух литовцев и двух россиян.

Заместитель прокурора Госпрокуратуры Эстонии Лавли Лепп подтвердила это заявление, сделав, впрочем, уточнение: «Речь идет о шестерых лицах, среди которых есть проживающие в Эстонии по виду на жительство граждане России, лица без определенного гражданства и граждане Эстонии», – заявила она в эфире эстонского телевидения. МИД же Латвийской Республики, напротив, не подтвердил, что среди пиратов были граждане этой страны. Внешнеполитическое ведомство намерено потребовать от российской стороны доказательств.

Вот что рассказал «НИ» редактор латвийского интернет-портала Baznica.info Павел Левушкан: «В последнее время освободилось очень много заключенных, осужденных в первые годы независимости за тяжкие преступления – разбой, рэкет, бандитизм. А на воле, как назло, бушует кризис, когда честно заработать даже у людей с кристальной биографией не всегда получается. Отсюда резкое ухудшение криминогенной обстановки в Латвии». Если захватчики были обычными уголовниками, то версия с захватом судна агентами спецслужб НАТО, пытавшимися предотвратить незаконный экспорт «чувствительных» вооружений из России нестабильным режимам, едва ли вероятна. Тем не менее не исключено, что бандитов могли использовать «вслепую» – проинструктировав их предварительно о маршруте, координатах и способах захвата судна.

Нет недостатка в гипотезах и по поводу характера груза. Если допустить, что похитители пытались захватить большой плавучий дровяной склад, то иначе как неудачниками их не назовешь. Что же до угрозы потопить судно, якобы озвученной ими в телефонном разговоре с российским страховщиком сухогруза, то, как рассказал «НИ» Алексей Смирнов, опытный судомеханик, ходивший на кораблях Черноморского флота РФ, сделать это практически невозможно. «Громадный корабль разделен герметичными отсеками, и утопить его, как «Титаник», едва ли возможно, даже подорвав на нем бомбу», – пояснил специалист.

Если версия с выкупом в размере 1,5 млн. долларов – отвлекающий маневр, то остается лишь выяснить, что же на самом деле вез Arctic Sea? Пока ответить на этот вопрос не может никто. Выдвигаются лишь версии, одна загадочнее другой. Например, адмирал Кыутс утверждает, что «под штабелями древесины можно спокойно спрятать целую аллею крылатых ракет. Чтобы их обнаружить, надо привести судно в порт и полностью опустошить трюм». Эта версия, кстати, получила неожиданное развитие на Украине.

По утверждению местного интернет-издания «Обозреватель», в Калининграде на борт были загружены ящики с контрабандой. В них могли находиться «четыре стратегические крылатые ракеты Х-55 (без головных частей) и устройства, позволяющие закрепить их и обеспечивать воздушный запуск с боевых самолетов советского производства типа Су-24 при условии их переоборудования в качестве носителей одной крылатой ракеты». Как пишет автор этой версии, предполагалось, что Arctic Sea, «зайдя после ремонта в Финляндию, загрузит на борт груз леса в качестве легенды прикрытия, проследует в Алжир, где ящики будут переданы представителям Корпуса стражей исламской революции, которые по своим каналам доставят их в Иран». Кстати, стоимость одной ракеты Х-55, способной лететь на расстояние до 3 тыс. км в ядерном оснащении, составляет 1 млн. долларов. Если ракет было четыре, то получается как раз 4 млн. – стоимость страховки Arctic Sea.

Нельзя не вспомнить и о том, что четыре года назад при посредничестве «Укрспецэспорта», по утверждению украинской Генпрокуратуры, в Иран уже были поставлены 6 крылатых ракет Х-55. Среди участников операции назывались и российские компании. Однако все причастные к той истории впоследствии погибли при загадочных обстоятельствах.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 августа 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: