Главная / Газета 27 Мая 2009 г. 00:00 / Политика

Сдачи не надо

Торговлю хотят отучить от нездорового пристрастия к наличным деньгам

НАДЕЖДА КРАСИЛОВА

На этой неделе Госдума рассмотрит законопроект, обязывающий предприятия с определенным среднемесячным оборотом предоставлять покупателям возможность расплачиваться пластиковыми картами. Тем, кто установит у себя платежные терминалы, могут дать налоговые льготы. Разработчики закона думают, что это сделает оборот средств в торговле более прозрачным – недаром целый ряд гипермаркетов упорно отказывается принимать пластиковые карточки. Представители же торговых сетей говорят, что исполнять такой закон им будет сложно, и все закончится ростом цен.

На Западе принять карточку обязан любой киоск.<br>Фото: AP
На Западе принять карточку обязан любой киоск.
Фото: AP
shadow
Если бы законопроект был принят, то граждане смогли бы воспользоваться пластиковой картой в любом крупном и даже среднем магазине. Не секрет, что сейчас даже во многих гипермаркетах покупатель вынужден расплачиваться за полную тележку продуктов наличными деньгами. По мнению автора законопроекта, члена комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, «когда покупатель хочет платить карточкой, а ему предлагают платить наличными», нарушаются права потребителя. «Я покупал мебель, и у меня карточку не приняли, а предложили оплатить наличными, – поделился он горьким опытом с «НИ». – Надо идти в банк, там часто берут комиссионные, то есть я теряю на этом. Кроме того, рискованно снимать и иметь при себе крупные суммы».

Поэтому парламентарий предлагает предоставить региональным властям право обязывать торговые организации с определенным размером среднемесячного оборота устанавливать у себя платежные терминалы. По его мнению, дать право гражданам расплачиваться по безналичному расчету могли бы предприятия со среднемесячным оборотом более 20 тыс. долларов в месяц или же 200 тыс. долларов в год. Такими суммами оперируют все супер-, гипермаркеты, крупные и некоторые средние магазины. При этом г-н Аксаков отметил, что, например, в Южной Корее обязанность оснастить платежными системами свои торговые точки накладывается на все организации, имеющие оборот более 20 тыс. долларов в год. То есть это делает любая небольшая палатка или киоск.

«Регулярное использование платежных карт способно создать позитивные условия для развития российской экономики, увеличить прозрачность денежных расчетов, защитить права потребителей», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Депутат Аксаков знает, что говорит – он ведь еще и президент Ассоциации региональных банков. По мнению автора, переход на безналичный расчет с покупателем обойдется бизнесу не очень дорого. «Банки готовы за свой счет устанавливать терминалы, сами по себе это не очень дорогие аппараты, и не нужно будет тратить деньги на инкассаторские услуги, – подсчитал Анатолий Аксаков. – Но многие предприятия этого не делают, потому что «кэш» позволяет им уходить от налогов». Стимулировать предприятия предлагается с помощью «налоговых пряников».

Инициатива, надо сказать, встретила сопротивление на Охотном Ряду. В частности, в отрицательном заключении профильного комитета говорится, что снижение налогов в обмен на платежные терминалы обернется убытком для казны. Но главное – не испытывают восторга от новой инициативы представители самих торговых предприятий. Директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова, с одной стороны, посочувствовала личному опыту депутата Аксакова и признала, что сейчас из-за отсутствия терминалов по приему пластиковых карт покупатель иногда уходит из магазинов «несолоно хлебавши». Кроме того, эта мера, по ее словам, привела бы к более интенсивному товарообороту и увеличила бы прозрачность денежного рынка. «Но установка дополнительного оборудования, особенно в условиях кризиса, – это дополнительные издержки, – заявила «НИ» эксперт. – А в условиях, когда процентная кредитная ставка в госбанках сейчас составляет 20% и выше, найти средства для установки оборудования для платежных терминалов – это серьезная проблема. Многие предприятия еле сводят концы с концами, и для малого бизнеса это может стать дополнительной нагрузкой. Кроме того, это толкает магазины на удорожание товаров».

Опубликовано в номере «НИ» от 27 мая 2009 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: