Главная / Газета 22 Ноября 2007 г. 00:00 / Политика

В поисках политического креатива

Социологи выяснили, почему граждане без интереса относятся к думской кампании

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

По данным опроса, проводившегося компанией «Башкирова и партнеры» в ноябре, россияне, которые не хотят идти к избирательным урнам, чаще всего объясняют это тем, что выборы ничего не решают или нет партии, за которую хотелось бы проголосовать. По мнению экспертов, сегодняшняя партийная агитация вряд ли вытащит этих избирателей из дома 2 декабря, поскольку малоубедительна.

shadow
ЦИК всеми силами старается привлечь внимание населения к выборам. Ежедневно по центральным каналам идут ролики, призывающие нас проявить свою гражданскую позицию, улицы городов пестрят биллбордами из серии «Я гражданин, я голосую», общественный транспорт обклеен ЦИКовской агитацией «Голосуй! Не комплексуй!». Даже в супермаркетах продукты упаковывают в пакеты, на которых напечатано напоминание: «2 декабря выборы в Государственную Думу РФ».

Несмотря на это, часть граждан проявляет, так сказать, несознательность и на выборы идти не собирается. По данным «Башкировой и партнеров», таковых около 18% от общего числа. «Почему эти избиратели приняли такое решение?» – задались социологи вопросом и попросили «несознательных» граждан пояснить свою позицию. Отвечая на этот вопрос, 30,5% опрошенных сказали, что выборы ничего не решают. Еще 30,3% просто не видят той партии, за которую они хотели бы проголосовать. 24,9% респондентов уверены, что от их голоса ничего не зависит. У 6,1% опрошенных нет времени. Социологи отмечают, что больше всего от участия в голосовании отказываются респонденты, проживающие в Центральном и Южном федеральных округах. При этом мужчины отказываются от участия в выборах несколько чаще, чем женщины. Исследование компания «Башкирова и партнеры» провела в ноябре 2007 года. Всего в исследовании принимали участие 1500 граждан России в возрасте от 18 лет и старше (репрезентативная выборка взрослого населения РФ).

Все это объяснимо, ведь 63% населения, по данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), за выборами вообще не следят. Тем не менее партийцы всеми силами стараются привлечь к себе внимание и подвигнуть гражданина отдать свой голос. Однако, по мнению каждого третьего респондента (33%), выборы прекрасно можно проводить и без всякой агитации. Социологи обращают внимание, что и среди планирующих участвовать в выборах так считают 33% – и этот показатель практически не варьируется в зависимости от электоральных предпочтений респондентов (кстати, и от их образовательного уровня). Осенью 2003 года доля считающих возможным проводить выборы без предвыборной агитации была еще выше – 39%. Мнение же о необходимости такой агитации сейчас, как и четыре года назад, разделяют 43% россиян. При этом четверть опрошенных не имеют определенной позиции по этому вопросу.

Как же агитация влияет на избирателя? 42% респондентов уверены, что она помогает избирателям «определить свое отношение к партиям и кандидатам в депутаты», 16% – что она мешает им в этом, 23% – что она никак не влияет на отношение избирателей к претендентам на их голоса. Кстати, на прямой вопрос о том, будут ли они обращать внимание на агитацию при принятии решения, за кого голосовать, 52% сказали, что нет. Задавая респондентам вопрос о том, агитация каких партий произвела на них благоприятное или неблагоприятное впечатление, социологи обнаружили, что в большинстве случаев потенциальным избирателям импонирует реклама именно тех партий, которым они и так симпатизируют. Доктор социологических наук, директор Научно-исследовательского центра Московского городского университета управления правительства Москвы Игорь Яковлев говорит о том, что агитация всегда направлена на неопределившихся граждан. «Зачем мне, если я политический деятель, идти к своим ярым сторонникам, когда они и так за меня проголосуют, – рассказал он «НИ». – Или зачем мне идти к своим политическим противникам, которые меня просто тухлыми яйцами забросают. Обычно работают с теми, кто находится в зоне нейтралитета». И в этом случае агитация весьма действенна.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин, в свою очередь, полагает, что агитация в принципе способна привести на выборы человека, который изначально для себя решил 2 декабря остаться дома. Правда, для этого она должна быть убедительной. «Это дело политического креатива, – сказал он «НИ». – Сейчас используются рецепты конца 90-х–начала 2000-х годов. Ничего нового я не вижу». По его мнению, политическая реклама малоубедительна еще и потому что зачастую те поступки, которые политические деятели совершали за полгода до начала кампании, противоречат их сегодняшним лозунгам.

Опубликовано в номере «НИ» от 22 ноября 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: