Главная / Газета 13 Августа 2007 г. 00:00 / Политика

Предвыборная социалка

Партиям разрешили говорить с населением языком уличного плаката

МАРЬЯМ МАГОМЕДОВА

В пятницу после проведения совместных заседаний с представителями Центральной избирательной комиссии Федеральная антимонопольная служба России объявила решение по вопросу размещения наружной политической рекламы. Представители ЦИК и ФАС разрешили партиям и кандидатам использовать рекламные конструкции для агитации в период избирательной кампании, а также размещение политической рекламы без агитации до начала избирательной кампании, переведя ее в разряд «социальной». Правда, никто не объяснил, как отличить агитацию за партию от ее рекламы.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
shadow
Напомним, в июне этого года, отвечая на запрос ЦИК, чиновники ФАС заявили о недопустимости использования рекламных конструкций для политической агитации. Представители ФАС сообщили, что согласно закону «О рекламе» рекламные конструкции должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Под понятие рекламы подпадает только «коммерческая информация о товаре, обращающемся на рынке, и о связанных с ним объектах», решили тогда в ФАС. А поскольку объекты политической агитации не являются товаром на рынке и не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности на рынке, политическая реклама не подпадает под понятие рекламы вообще. В конце прошлой недели ФАС разместила на своем официальной сайте протоколы совместных совещаний антимонопольной службы и Центризбиркома. Так, 20 июня было установлено, что статья 54 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах. Чиновники ФАС и ЦИК установили, что закон «Об основных гарантиях…» имеет приоритет над законом «О рекламе», и потому разрешили вешать партийный билборд во время избирательной кампании.

А тут весьма кстати 25 июля вступили в силу принятые депутатами поправки в закон «О рекламе», согласно которым на рекламных конструкциях разрешено размещать не только коммерческую рекламу, но и социальную. Именно ссылка на новую редакцию этого закона позволила чиновникам ФАС и Центризбиркома 6 августа прийти к выводу, что партии вправе размещать на уличных щитах информацию о себе и своих лидерах «на условиях социальной рекламы». Оплачиваться это удовольствие должно из средств избирательного фонда. Причем такая «партийная социалка» разрешена и во время выборов, и до них. Чтобы закрепить эту важную мысль, 6 августа председатель ЦИК Владимир Чуров и руководитель ФАС Игорь Артемьев подписали соответствующий протокол. Правда, в документе, чтобы партиям не жилось слишком вольготно, все-таки вводится запрет на размещение материалов, содержащих призыв голосовать «за» либо «против» кандидатов до начала агитационного периода (начинается со дня выдвижения политической партией списка кандидатов).

Эксперты отмечают, что решение ФАС и ЦИК невозможно трактовать однозначно. «Это решение промежуточное, поскольку непонятно: использовать наружную рекламу можно, но агитировать нельзя, – сказал «НИ» руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. – Например, непонятно, являются ли политической рекламой вывешенные через Ленинский проспект растяжки, где два члена «Единой России» Груздев и Чилингаров на фоне цветов государственного флага говорят о том, что они глубоко нырнули на Северном полюсе. С одной стороны, это политическая реклама, поскольку это пиар-акция «Единой России», а с другой стороны, к политической рекламе она отношения не имеет». По словам политолога, «любое политическое решение сегодня дает преимущество той партии, у которой есть административный ресурс». «Если он есть, то значит, на твою рекламу будут смотреть гораздо более лояльно, – говорит г-н Орешкин. – Если ты не входишь в пул согласованных партий, то тогда к тебе будут прицепляться, будут говорить, что это можно рассматривать как призыв голосовать». Эксперт отмечает, что после введения запрета на критику оппонента в телевизионном эфире билборды могут быть использованы для распространения негативной информации о партии или кандидате. На последних региональных выборах уже были примеры, когда по городам развешивались плакаты с информацией о судимостях кандидата или о неуплаченных им алиментах. Видимо, это тоже «социальная реклама».

Опубликовано в номере «НИ» от 13 августа 2007 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: