Главная / Газета 6 Декабря 2006 г. 00:00 / Политика

Глава РСПП Александр Шохин

«Государству не надо увлекаться предпринимательством»

ВЛАДЛЕН МАКСИМОВ

В Екатеринбурге прошел экономический форум «Инновационная экономика – будущее России». Депутаты, бизнесмены и чиновники в очередной раз попытались найти общий язык. После окончания форума глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр ШОХИН рассказал «НИ», чего именно бизнес хочет добиться от власти.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
– Как вы относитесь к предложенной «Единой Россией» стратегии экономического развития страны на десять лет вперед?

– Безусловно, нам нужно работать над созданием благоприятной деловой среды. В этой связи на первое место выходят такие вещи, как борьба с коррупцией, эффективная судебная система. Иначе все наши инициативы будут тонуть в процессе согласования решений в правительстве, а суды будут принимать решения, отличающиеся друг от друга, и у нас так и не будет универсальной базы судебных решений. Каждый гражданин должен иметь возможность посмотреть все решения судов на волнующую его тему и видеть, где появляются какие-то уникальные решения, свидетельствующие либо о субъективизме судьи, либо о коррупции. Второе – это предсказуемость экономической политики государства, правительства и Центрального банка. Мы прекрасно понимаем, что правительству и Центробанку очень трудно сдержать укрепление рубля. Пока нефтедоллары текут широкой рекой в страну, рубль будет укрепляться. Но Центробанк и правительство обязаны обеспечить предсказуемость укрепления рубля. Сейчас правительство намечает укрепление на 6–8 процентов, а рубль укрепляется на 12–15 процентов. В таких условиях очень трудно и делать прогнозы на очередной год и выстраивать инвестиционные планы на несколько лет вперед. А правительство с Центральным банком до сих пор еще не договорятся, что важнее – инфляция или обменный курс.

– Что нужно изменить во взаимоотношениях государства и бизнеса?

– Нам важно, чтобы правительство и государство в целом снижали административное давление на бизнес и не использовали для этого административного давления все новые и новые технологии. Если раньше, в начале 2000-х годов, это давление было прямым – многочисленные лицензии, разрешительный порядок ведения бизнеса в целом ряде видов деятельности, то теперь появились новые формы. Можно назвать налоговые проверки, экологические проверки, санитарно-пожарные и так далее. В итоге оказывается, что мы, залатав дырку в одном месте, обнаруживаем, что рядом дыра расползлась так, что в нее можно поместить все формы отношений государства и бизнеса, причем с отрицательным знаком. Бизнес должен платить налоги, должен заботиться об экологии и так далее. Но не надо использовать соответствующие контрольно-надзорные мероприятия для того, чтобы бизнес не имел уверенности в завтрашнем дне. Нужна предсказуемость поведения властей. Не выборочный контроль, не избирательное применение права, а единые правила игры для всех. Нельзя манипулировать законом, нельзя одним прощать нарушения, а других за это жестко наказывать.

– Что вы подразумеваете под едиными правилами игры?

– Универсальное применение правил игры означает, что государству хорошо бы не увлекаться непосредственно предпринимательской деятельностью. А мы видим, что роль государственных компаний увеличивается. Государство приходит во все новые и новые виды бизнеса, и ему некогда заниматься установлением правил игры и таким универсальным их исполнением. Ведь если чиновник одновременно сидит в совете директоров компании и должен создавать конкурентную среду, то трудно поверить, что он, даже не беря взяток, не принимая каких-то решений с нарушением закона, в ситуации конфликта интересов не будет радеть о своей государственной компании. Есть, конечно, какие-то стратегические отрасли – оборона, безопасность, но эти отрасли должны быть прямо в законе прописаны. И мы будем добиваться того, чтобы государство четко, через закон ограничивало свое присутствие непосредственно в экономике, но усилило свою регулирующую роль в соблюдении правил поведения, которые оно устанавливает через законы.

– Какие еще темы вы обсуждаете с представителями власти?

– Есть много конкретных сюжетов. Таких, как реформа профессионального образования, в чем бизнес заинтересован, учитывая дефицит квалифицированных кадров. Российский союз промышленников и предпринимателей учредил национальное агентство развития квалификации. Будем вырабатывать стандарты компетенции выпускников учреждений среднего специального и высшего образования. В некотором смысле будем навязывать образовательным учреждениям понимание, на каких специалистов рынка труда им нужно ориентироваться. Еще мы хотели бы, чтобы налоги были посильными и стимулировали инновации и инвестиции. Будем вести дискуссию с правительством и законодательными органами о снижении единого социального налога. Вернее, даже не о снижении, а о том, чтобы перевести социальный налог в страховые платежи. Обязательное социально-медицинское страхование должно быть выведено из единого социального налога. Социальный налог должен касаться базовой пенсии, должен быть своего рода государственным пособием по старости для тех, у кого нет иных источников существования. И тогда этот налог автоматически будет уменьшен. Мы готовы обсуждать снижение налога на добавленную стоимость и возможную замену этого налога налогом с продаж. Но мы предложили правительству такой подход: сначала убедите нас, что вы можете нормально администрировать НДС, так, чтобы 95% возмещения НДС при экспорте шли не через суды. Хотелось бы, чтобы здесь были и другие технологии. Чтобы государство могло бороться с жуликами, не ущемляя добросовестных налогоплательщиков.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 декабря 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: