Главная / Газета 19 Мая 2006 г. 00:00 / Политика

Формальные отличия

Как молодым политикам узнать по одежке своих соратников и врагов

НАДЕЖДА КРАСИЛОВА

В последнее время число молодежных организаций в России растет невиданными прежде темпами. Однако многие «новенькие» практически ничем не отличаются от коллег – ни по программе, ни по заявленным целям. «НИ» решили выяснить, имеются ли у них хотя бы ярко выраженные внешние отличия, есть ли у политизированных молодых своя униформа.

«Наши»...<br>Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
«Наши»...
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow
Выяснилось, что подобие униформы используют только радикально оппозиционные организации и прокремлевские движения. Прочие объединения, чтобы как-то отличаться от других, предпочитают обходиться шарфиками, повязками, футболками и кепками со знаками или логотипами своего движения. При этом излюбленные цвета – это черный и красный, а также триколор российского флага.

Люди в черном

В едином стиле предпочитают одеваться прежде всего члены радикальных движений. Здесь в основном в почете черный цвет и цвет хаки. В черное традиционно одеваются, например, национал-большевики. По словам пресс-секретаря НБП Александра Аверина, предпочтение этому цвету отдается, так как это «исторически наиболее красивый из всех однотонных цветов, и эстетически это очень стильно». Кроме того, отличительной особенностью «лимоновцев» являются нарукавные повязки с изображением черного серпа и молота на красно-белом фоне.

Во всем черном можно увидеть и членов РНЕ (Русское национальное единство). Стандартную черную форму обычно украшает символ – восьмиконечная звезда. В штабе РНЕ на просьбу рассказать о своей символике посоветовали ознакомиться с трудами вождя – Александра Баркашова. На сайте организации говорится, что черная одежда – это «национальный волевой акт, свидетельство добровольного отказа от суетных удовольствий и забот ради спасения. Мы надели черные рубашки, как когда-то в старину воины-монахи, шедшие в черных рясах в первых рядах, воодушевляли войска». А эмблема РНЕ – коловрат (или закрученная налево свастика) на фоне восьмиконечной звезды – означает присутствие бога в России. Активисты движения не устают напоминать, что это древний русский знак, изображавшийся на оружии и одежде во время князей Святослава и Владимира.

Легче всего по внешнему виду можно опознать «евразийцев». Так как большинство питомцев Александра Дугина – старообрядцы, то своей формой они считают старообрядческий черный кафтан до самых пят. Вариант попроще – это черная рубашка-косоворотка с поясом. Но, как рассказали в движении, в таком наряде должны ходить только члены Ордена, на простых членов организации этот дресс-код не распространяется. Для активистов приемлемы черные футболки. Но неизменным атрибутом «евразийцев» является восьмиконечная золотая звезда, которая имеет несколько другое значение, чем у представителей РНЕ. Они называют ее «звездой Чингисхана».

Наверное, самый устрашающий вид имеют благодаря своей «фирменной» одежде скинхеды. Их легко вычислить по тяжелым и неизменно высоким армейским ботинкам, камуфлированным штанам (или подвернутым голубым джинсам) и короткой черной куртке (так называемый «бомбер»).

...«молодогвардейцы»...
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
shadow Но у радикалов униформа – довольно условная, она преимущественно состоит из предметов повседневной одежды. Она не изготавливается специально. Черные рубашки и джинсы можно найти в любом гардеробе. Да и тот же камуфляж достать не составляет большого труда.

Бандана с триколором

Специальную, на заказ изготовленную форму имеют только прокремлевские организации, такие, как «Наши» или «Молодая гвардия». Молодежь, которую поддерживают официальные власти, делает в своей цветовой гамме акцент на красное и тона российского триколора.

Представителей организации «Наши» можно узнать за версту благодаря их яркой одежде. Футболки и куртки с красными и белыми полосками для «нашистов» изготавливают специально. Хотя, оговаривается пресс-секретарь движения Роберт Шлегель, красно-белые ветровки и можно назвать униформой, но носят их не все члены, а только комиссары. «Поскольку у нас не летняя страна, то мы выбрали куртки, – поясняет г-н Шлегель. – Таких курток около трех тысяч по всей России. Еще у нас есть футболки с красно-белым крестом и нашей символикой». Кроме того, в гардеробе «нашистов» есть и спецкостюмы, приуроченные к каким-нибудь акциям. Так, на прошедшем недавно мероприятии, посвященном дружбе с иностранными студентами, члены движения были одеты в черно-белые куртки. «Есть психологический момент, что когда мы едины – то мы непобедимы», – уверены «Наши».

В штабе главного их конкурента – «Молодой гвардии» – заявляют, что единой униформы у них нет, а выбор наряда зависит от конкретной акции. Хотя чаще всего «молодогвардейцы» предпочитают носить майки и кепки цветов российского государственного флага. В рамках недавно стартовавшего проекта политзавод (посвященного выделению 20-процентной квоты для
...и нацболы делают ставку на разные цвета.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow молодежи в предвыборных списках «Единой России») был разработан целый гардероб. На сайте «Молодой гвардии» даже рекламируются эскизы новой фирменной продукции – футболка, майка, кепка и новинка – косынка-бандана. Кроме традиционных красных, синих и белых цветов, в новой униформе появились желтые и черные тона. «Мы стараемся быть современными, – объяснили «НИ» в штабе «молодогвардейцев». – И хотим, чтобы эту одежду было приятно носить».

Говорящие футболки

Самыми незаметными на фоне других молодежных движений выглядят «либеральные» организации. Ни у молодежного отделения «Яблока», ни у СПС нет не только специализированной одежды, но и даже своего стиля. Лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин сказал, что такого понятия, как униформа, в движении нет: «Мы только футболки надеваем с нашим символом. Иногда в регионах что-то придумывают. В одном из них, например, сделали шарфы с символикой, где-то около 10 штук. Но это все очень дорого. А так ничего специального у нас нет. Все у нас сами проявляют свою индивидуальность, объединять всех одеждой мы не считаем нужным».

А вот в молодежной «Родине» собираются придумать какую-то специализированную форму, хотя ничего подобного там пока тоже нет. Сегодня активисты движения отличают друг друга только по красно-желтым повязкам с черной надписью «За Родину» и желтым футболкам с фирменным логотипом. А вот шарфики «родинцы» не любят. «Мы же все-таки не футбольные фанаты», – возмущаются они. Кроме того, юные «родинцы» считают в определенном роде своей униформой, как они называют, «буквенную одежду». «Мы использовали такие футболки с буквами, когда проводили акцию во время приезда в Россию президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги, – рассказал «НИ» лидер молодежной «Родины» Сергей Шаргунов. – Активисты с буквами на спине встали спиной к посольству Латвии. И на каждой майке была одна буква. Вместе это читалось, как «Вайра, пошла вон».


КОММЕНТАРИЙ

«УНИФОРМА РАСТВОРЯЕТ ЛИЧНОСТЬ В ТОЛПЕ»

«НИ» попросили прокомментировать особенности молодежно-политической спецодежды директора центра прикладного психоанализа Яну ДУБЕЙКОВСКУЮ. Она полагает, что немалую роль в выборе того или иного стиля играют и ностальгия по советскому прошлому, и эстетика фашизма, символизирующая порядок, волю, силу. «В этом смысле красное, безусловно, не только цвет агрессии (кровь), но и бессознательная апелляция к великой империи, – считает г-жа Дубейковская. – Черное и белое – контрастные цвета и задают рамку противостояния «свои - чужие», «наши - не наши», «добрые - злые» и т.д. Идентификация в группе формирует очень прочные межличностные связи «по горизонтали». Человек «растворяется» в массе, группе, перестает быть «самим собой», меняется его поведение и часто образ жизни. Группа с сильными внутренними идентификационными связями всегда имеет вождя, который идеализируется ее членами. На него проецируются мечты членов группы, он как бы вбирает и усиливает лучшие черты каждого». Но психолог считает, что у нас сегодня «происходит в большей степени имитация сильной групповой идентификации, в том числе и через униформу». Поскольку сами движения, как правило, незрелые и технологичные, униформа не может заменить подлинную веру в идеологию и вождя.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 мая 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: