Главная / Газета 1 Декабря 2005 г. 00:00 / Политика

Московский полигон

Четвертого декабря станет ясно, какая из «грязных» предвыборных технологий оказалась самой эффективной

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО, МАРЬЯМ МАГОМЕДОВА, ВЛАДЛЕН МАКСИМОВ

За два дня до выборов депутатов Мосгордумы жителей столицы едва ли не с удвоенной силой продолжают атаковать навязчивой агитацией. После фактического «повышения статуса» региональных парламентов, которые теперь утверждают кандидатуры руководителей субъектов (в московском случае – мэра), столичные выборы вдруг приобрели невиданное доселе значение. Оголтелые предвыборные кампании строятся либо на чистом негативе – ненависти к «чужакам», например, либо на массированном применении административного ресурса.

Если Москву и надо от чего-то «чистить», так это от навязчивой предвыборной агитации. (Фото ВЛАДИМИР МАШАТИН)
Если Москву и надо от чего-то «чистить», так это от навязчивой предвыборной агитации. (Фото ВЛАДИМИР МАШАТИН)
shadow
Партия власти действуя по принципу «от добра добра не ищут», задействовала в полном объеме свои возможности. В считанные дни столицу наводнили красочные билборды, плакаты, растяжки и листовки в пользу «Единой России» – тема старая, проверенная временем. Кажется, Юрий Михайлович пожал все руки, которые следовало пожать, то есть всему партсписку «единороссов», а заодно режиссеру и кандидату в депутаты Госдумы Станиславу Говорухину. Фотографии «единороссов» со столичным мэром размещены не только на информационных щитах, но и на витринах дорогих магазинов и ресторанов, офисах и практически на всех городских киосках, а куда коммерсанты от мэрии денутся... Даже поручни в автобусах и троллейбусах украшены агитками партии власти. Автобус неудачно затормозил, ты хватаешься за поручень и тут обнаруживаешь, что держишься за Юрия Михайловича. Видимо, «единороссы» не очень надеются на сознательность граждан. Так, у Кремля стоящих в пробке автомобилистов буквально «зомбируют» висящие через метр флаги «Голосуй за № 8!». Именно этой цифрой обозначен в избирательных бюллетенях список «Единой России».

Антиреклама «единороссов» стала самостоятельным политическим жанром. Например, московское метро украсили плакаты с эмблемой партии власти, на которых изображена посуда с красной икрой и большой ложкой, а также подпись: «Не хлебом единым». Российская партия жизни и «Родина» по-всякому издеваются над символом «единороссов» – медведем. «Крестьянин ахнуть не успел, как на него «Медведь» насел», – гласит листовка «Родины». При этом у обеих партий ни в чем не повинный зверь изображен в образе чудовища. А сторонники списка «Яблоко – объединенные демократы» провели акцию демонстративного срывания плакатов в поддержку кандидата от «Единой России», расклеенных на станции метро «Университет».

Демократической идеи на этих выборах на всех не хватило. Чтобы избежать губительной конкуренции, «Яблоко» и СПС на московских выборах объединились. Но свято место пусто не бывает. Так, в эфире ТВЦ появился ролик партии «Свободная Россия» (во главе списка – лидер партии «Новые правые» Владимир Шмелев и писательница Мария Арбатова). В нем фигурировал лидер «Яблока» Григорий Явлинский, чьи слова «Ешьте!», вырезанные из его выступления на одной из пресс-конференций, были наложены на анимацию – на глазах загнивающее яблоко. Возмущенные «яблочники» обратились с жалобой в Мосгоризбирком, но тот не поддержал партию. Тогда сторонники Григория Явлинского с жалобой на действия Мосгоризбиркома отправились в Центризбирком, который 25 ноября постановил убрать злополучный ролик из эфира.

«Грязные» технологии москвичам не в новинку, но на этих выборах сразу несколько партий назвали избирателю главного виновника всех его бед – чужака с Кавказа или из Средней Азии. Их предвыборная агитация строится на обещании «очистить город от грязи». Эксперты «НИ» считают, что московские выборы стали полигоном для отработки политтехнологий, основанных на ненависти к «чужому» – по национальному или идеологическому признаку.

Помогли и реальные проблемы незаконной иммиграции в России, и чужой горький опыт французской интифады. В результате как минимум две партии – «Родина» и ЛДПР – построили свою предвыборную кампанию именно на негативном отношении к приезжим.

Первый предвыборный скандал был связан с «Родиной» и ее агитационным роликом «Очистим наш город от мусора». Ситуацией не замедлили воспользоваться конкуренты. ЛДПР потребовала от Мосгорсуда снять партию «Родина» с выборов, что 25 ноября суд и сделал, признав ролик разжигающим межнациональную рознь. А до этого сама «Родина» подала аналогичный иск против ЛДПР, которую обвинила в разжигании межнациональной розни, и также потребовала отменить регистрацию списка либерал-демократов на выборах в Мосгордуму. Однако «родинцы» во главе с Дмитрием Рогозиным потерпели фиаско – ЛДПР не исключили из предвыборной гонки – видимо, сказалось многолетнее и плодотворное сотрудничество ЛДПР с властью.

Позже «родинцы» успели подготовить новый вариант своего знаменитого ролика. Видеоряд остался прежним, но все герои заговорили по-французски, а в начале сюжета появился титр – «Франция, год назад, типичный французский дворик, Латинский квартал». Тут уж французское посольство не замедлило выразить протест против искажения реальных событий и попросило принять меры для избежания «любой неуместной эксплуатации» недавних беспорядков на этнической почве во Франции. Но этим дело не закончилось. «Родина» оказалась замешана в еще одной истории. Международная экологическая организация Greenpeace обвинила «родинцев» в незаконном использовании их бренда. В рамках своей экологической кампании «Очистим Москву от мусора!» партия «Родина» презентовала новый молодежный проект – «Патриотический Гринпис».

Между тем тема «Москва для москвичей, Россия для русских» не оставляла умы политтехнологов, работающих на ЛДПР. Штаб либерал-демократов попытался выпустить красочную листовку, на которой был изображен мужчина кавказской внешности, торгующий дынями, а рядом надпись: «Россия для русских, Москва – для нас!», но Мосгоризбирком признал листовку «не соответствующей требованиям избирательного законодательства», и жириновцам пришлось отказаться от нее. Лозунги партии незатейливы и понятны каждому избирателю: «Закрыть Москву от выходцев с юга! Мы за город с русскими лицами. Нелегалам не место в столице». Кроме того, жириновцы и сами представили в эфир весьма ксенофобский ролик, который тоже наделал много шума, хотя его никто так и не увидел. В предвыборном ролике лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказывался о «засилье азиатов, а также южан». Телекомпания ВКТ обратилась в Мосгоризбирком с просьбой проверить агитационный материал, а тот направил материал в прокуратуру для проведения экспертизы.

Такое количество лозунгов, играющих на национальных чувствах россиян, вызывает серьезные опасения у правозащитников. Эксперты Московского бюро по правам человека (МБПЧ) дали свою оценку агитационной кампании на столичных выборах. Признав, что ксенофобская риторика занимает в этой борьбе заметное место, специалисты подчеркнули, что политтехнологи учитывают своеобразный «общественный заказ» (социологи утверждают, что около 2/3 россиян поддерживают лозунг «Россия для русских!»), а также влияние внешних факторов (события во Франции). «У людей создается впечатление, что на окраинах Москвы тоже есть гетто, населенные агрессивными мигрантами, которые будут устраивать погромы», – рассказал сотрудник Московского бюро по правам человека Семен Чарый. По его словам, практически все партии в своей предвыборной кампании сыграли на этих мифах. Помимо ЛДПР и «Родины», которые традиционно играют на ксенофобских настроениях, эксперт отметил, что подобные настроения свойственны и другим. Например, кандидат от КПРФ Андрей Кочанов требует, чтобы «нерусские общественные организации платили в Москве налоги и сборы в большем объеме, чем аналогичные национальные русские структуры». А другой кандидат от КПРФ, Петр Милосердов, заявляет в своей предвыборной программе о том, «что целесообразно ввести в Москве запрет на прием на работу в бюджетную сферу граждан, проживших в Москве менее 10 лет, а также продажу недвижимости и прописку лиц, проживших в Москве менее 5 лет». По словам директора МБПЧ Александра Брода, «своими заявлениями и действиями политики только разогревают агрессивные настроения в обществе и провоцируют рост социальной напряженности».

Помимо выборов в Мосгордуму в Преображенском и Университетском округах столицы проходят довыборы депутатов Госдумы. Пока упомянутый выше Станислав Говорухин позирует с Лужковым, а сатирик Виктор Шендерович раздает избирателям диски новой программы «Итого + », в бой вступил отставной полковник ГРУ. Владимир Квачков, который обвиняется в покушении на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса, хоть и находится в СИЗО, однако свою агитационную кампанию ведет весьма активно. Москвичи, живущие в Преображенском округе столицы, уже не раз слышали в телефонной трубке суровый мужской голос, который мрачно объявляет: «С вами говорят из штаба полковника Квачкова». Помимо телефонного обзвона потенциальных избирателей, его штаб расклеивает листовки, в которых предлагается проголосовать за того самого Квачкова, который обвиняется в покушении на Чубайса, и, таким образом, отплатить Чубайсу «за приватизацию!», «за энергокризис!», «за дефолт!» и «за ваучер!». А информационные щиты и стены домов Преображенского округа обклеены красочными плакатами формата А4, на которых господин Чубайс лежит в нокауте на боксерском ринге, поверженный Владимиром Квачковым (его голова, судя по всему, приделана к торсу Майка Тайсона). Оба изображены в боксерских трусах, на заднем плане разводит руками Егор Гайдар.



Александр КОНОВАЛОВ, президент Института стратегических оценок и анализа:
– Выборы в московскую Думу оказались пробой сил перед федеральными выборами. Их вес намного больше, чем некоторые предполагали. Особой агитации я не заметил, потому что очень много грязи, много административного ресурса. В то же время хорошим знаком можно назвать объединение демократов. В принципе у них есть серьезные шансы, но им очень мешают. По некоторым опросам, демократы идут четвертыми после «Единой России», «Родины» и КПРФ. В любом случае у них есть перспектива преодолеть десятипроцентный барьер. Но, видимо, надо будет строить новую организацию с новыми лидерами и новыми людьми.

Алексей МАКАРКИН, замдиректора Центра политических технологий:
– Безусловно, эти выборы лишь проба перед предстоящими выборами в Госдуму. Сейчас смотрят на Москву, пытаются предугадать результаты. «Родина», которая вела очень агрессивную, практически на гране фола кампанию, может еще успеть восстановиться. И это станет для нее очень серьезным импульсом. Если коммунисты пройдут, то они докажут, что существуют как политическая сила. В случае, если пройдет «Яблоко», то у него будет шанс на дальнейшее политическое функционирование, потому что в целом «яблочники» выступали в регионах довольно плохо.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 декабря 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: