Главная / Газета 17 Ноября 2005 г. 00:00 / Политика

Грачи и ласточки административной реформы

Михаил Федотов

shadow
Случившиеся на этой неделе перестановки в правительстве, помимо всего прочего, придают новые оттенки той перетасовке чиновной колоды, которая имела место полтора года назад под названием административной реформы. Видимо, это судьба всех вообще российских реформ – быть не до конца продуманными, не вполне реализованными и последовательно отступающими под натиском сиюминутных надобностей и застарелых традиций.

Конечно, есть надобности и надобности, есть традиции и традиции. Например, в назначении двух вице-премьеров, в том числе одного первого, многие увидели проявление такой надобности, как создание юридических предпосылок для повторения операции «Преемник». Вспомним, что в 1999 году первый президент России сначала назначил – с согласия Думы – будущего второго президента России председателем правительства, а затем, уйдя в отставку по случаю Нового года, автоматически сделал его исполняющим обязанности главы государства. Естественно, спустя три месяца состоялись выборы, которые стерли ненадежные буквы «и.о.» с наименования должности Владимира Путина. Короче, механизм, заложенный в Конституции на всякий экстраординарный случай (внезапная болезнь президента, осознание им неспособности к продолжению осуществления своих полномочий и т.п.), сработал без запинки и в ситуации, когда сам по себе факт скорого истечения полномочий Бориса Ельцина погружал высшие этажи власти в зону исключительной, мягко говоря, неспособности.

Однако есть некоторые соображения, которые мешают мне безоговорочно согласиться с практически общепризнанной гипотезой о выдвижении двух кандидатов – Дмитрия Медведева и Сергея Иванова – на пост третьего президента России. Признаюсь: если такая интрига действительно имеет место, то есть в ней и элемент конкуренции, и намек на свободу выбора, и мягкая фора одному из претендентов. Но, во-первых, она слишком прозрачна, чтобы быть реальной. Во-вторых, перевод этих двух, безусловно, тяжелых – по шахматной терминологии – фигур на соседние линии атаки совершен слишком рано: надобность наступит лишь через два года. Можно предположить, конечно, что действующий президент намеревается пригласить нас, избирателей, на досрочные выборы уже в 2006 году. Но отсюда следует, что не сегодня-завтра в Думу должен поступить проект нового закона о выборах президента Российской Федерации. Иначе будет нарушена сложившаяся традиция проведения каждых федеральных выборов по специально на этот случай принятым законам. Есть и чисто юридические причины для разработки такого проекта: закон о президентских выборах следует привести в соответствие с новой редакцией закона об основных гарантиях избирательных прав граждан. Но, насколько мне известно, такого законопроекта пока нет, а значит, досрочные президентские выборы нам в ближайший год не грозят. Наконец, в-третьих, действующий президент слишком любит делать неожиданные ходы, чтобы лишить себя такой возможности на оставшиеся два с половиной года своих полномочий. Вот почему мне думается, что назначение двух вице-премьеров нужно рассматривать в контексте операции «Преемник» лишь как отвлекающий маневр с возможным прицелом на смену главы правительства. Что же касается имени третьего российского президента, то здесь нас ждет еще немало сюрпризов.

Совершенно иначе выглядит назначение двух вице-премьеров в контексте так называемой административной реформы. Вспомним, что одним из краеугольных камней этой реформы (не в том виде, в каком она была создана лучшими российскими специалистами в 1997 году, а в том, в каком воплотилась в жизнь в 2004-м) был принцип «единозаместительства». И главе, и членам правительства, и руководителям подведомственных агентств и служб полагалось иметь по одному заму. Правда, довольно быстро этот принцип подвергся эрозии: кому-то сразу разрешили иметь двух заместителей, потом в повестку дня поставили вопрос о третьем заме – и пошло-поехало. Только премьер оставался с одним-единственным заместителем. Но теперь и у него их стало три. И это явно не конец.

Итак, один из краеугольных камней реформы уже искрошился в пыль. Увы, он не единственный. Точно такая же судьба постигла и принцип четкого разделения компетенции между министерствами, агентствами и службами. На практике полномочия по нормотворчеству, надзору и управлению госимуществом сначала перепутались, а потом, изрядно потерявшие в логичности, ясности, законности и последовательности, вернулись к привычным порядкам прошлых лет. Иными словами, околоправительственная жизнь, претерпев тяготы административной реформы, возвращается на круги своя, подобно саврасовским грачам.

Впрочем, среди грачей затесалась одна ласточка. Я имею в виду назначение Сергея Кириенко главой Росатома. С одной стороны, это явная насмешка над любимым тезисом наших властей о приходе во власть истинных профессионалов. Убежден, что экс-премьер и экс-полпред даже в шутку не будет представлять себя специалистом в области атомной энергетики. Но, с другой стороны, ведь и Николя Саркози, нынешний министр внутренних дел Франции, никогда не работал в полиции. Более того, в прежнем правительстве он занимал пост министра экономики и финансов. Один знакомый французский политик успел за свою жизнь поработать и министром культуры, и сельского хозяйства, и юстиции. Такие перестановки в порядке вещей в странах с устоявшейся демократической системой. Для нас же подобная ласточка внове. Тем более что вряд ли она сделает весну.

Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.


Опубликовано в номере «НИ» от 17 ноября 2005 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

В «серой зоне»

Статус президентской администрации так и остается неопределенным

Коммунисты предложили уволить половину чиновников


«Кусачим» ценам скомандовали ФАС

Правительство предлагает объединить антимонопольное и тарифное ведомства

Операция «Госкорпорация»

Росатом и Олимпстрой превратят в публично-правовые компании, но их суть от этого не изменится

Глава Роструда ушел на пенсию, его сменил бывалый управленец


Деньги больше не любят счет

Госчиновникам запретят иметь зарубежные вклады

Алексей Саватюгин покинул Минфин


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: