Главная / Газета 28 Сентября 2005 г. 00:00 / Политика

Штрафы возвращаются

Госдума может вернуть ГИБДД все репрессивные права, отнятые три года назад

ВЛАДЛЕН МАКСИМОВ

В Госдуму поступил новый законопроект, предусматривающий значительное увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения. Кроме того, его автор предлагает вернуть сотрудникам ГИБДД право самостоятельно без врачей проверять водителей на алкоголь и вновь разрешить им отбирать права. По мнению экспертов, речь идет об очередном реванше ГИБДД и все эти меры приведут лишь к увеличению коррупции на дорогах.

shadow
Наверное, ни одно российское ведомство не борется с таким упорством за свои репрессивные права, как это делают чиновники из ГИБДД. Не обращая внимания на критику, на дурную славу «оборотней в погонах», сотрудники этого ведомства в лучших традициях военной стратегии после очередного поражения отходят на заранее заготовленные позиции, производят перегруппировку сил и с новой энергией бросаются на штурм законодательных высот. На этот раз контрнаступление возглавил член Совета Федерации Сергей Шувалов, который на днях направил в Госдуму свои поправки в 12-ю главу Кодекса об административных правонарушениях, где прописаны наказания за нарушение правил дорожного движения.

По сложившейся традиции предлагаемые сенатором поправки предусматривают лишь значительное ужесточение наказаний. И в первую очередь речь идет о многократном увеличении штрафов. Вот лишь пара примеров. Штраф за проезд на красный сигнал светофора предполагается увеличить со 100 до 500–1000 рублей. За превышение скорости в диапазоне от 40 до 60 км/ч, которое сегодня карается штрафом в 300 рублей, предлагается брать с водителя тысячу. Кроме того, эти поправки должны вернуть практику лишения водителя прав, которая отсутствует в нынешнем кодексе. Автор законопроекта предлагает также вернуть сотрудникам ГИБДД право самостоятельно проверять водителей на наличие алкоголя. Сейчас в кодексе четко записано, что экспертизу на алкоголь может проводить лишь медицинский персонал соответствующей квалификации. Для этого гаишнику, заподозрившему водителя в пьянке за рулем, приходится доставлять нарушителя в медицинское заведение. Новые поправки разрешат определять наличие алкоголя прямо на дороге. Если поправки будут приняты, вернется и система штрафных баллов. В данном случае предлагается оценивать нарушения правил по пятибалльной системе. После того как водитель наберет 15 баллов, он будет оштрафован на 2,5 тысячи рублей или лишен прав на срок до одного года.

Необходимость усиления репрессивных мер автор поправок объясняет все той же старой причиной – рост аварийности на российских дорогах. При этом он ссылается на данные ГИБДД: количество раненых в результате аварий за последние годы увеличилось на 40%, погибших – на 15%. Причина, по мнению сенатора, в агрессивном поведении водителей и мягкости наказаний. Однако статистика, как известно, хитрая наука и не любит голых цифр. Во-первых, количество погибших на дорогах России за последние десять лет по данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) остается примерно на одном уровне. Так, в 1994 году в результате ДТП погибли 35,6 тыс. человек. А в прошлом, 2004 году – 34,5 тыс. человек. Самый низкий показатель – 29,6 тыс. погибших, приходится на 2000 год. Общее количество аварий действительно выросло с 175 тыс. в 1994 году до 209 тыс. в 2004 году. Но по данным того же Росстата, количество автомобилей в России за тот же период выросло более чем в два раза!

В комитете Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству «НИ» подтвердили получение из Совета Федерации поправок в КоАП. Однако документ еще не обсуждался в комитете, не прошел согласований и экспертизу. Вице-председатель «Движения автомобилистов России», адвокат Леонид Ольшанский в свою очередь считает, что за последние 10 лет ГИБДД проиграло полемику вокруг и старого, и нового Административного кодекса. «Причем проиграли на всех уровнях, – сообщил он «НИ». – В том числе и президент поддержал точку зрения правозащитников, когда в Госдуме шла битва вокруг этого кодекса». По мнению адвоката, в Госдуме этот законопроект поддержки не найдет, потому что и «так страна задыхается от репрессивных законов» и, если вместе с пенсионерами на улицу выйдут еще и автомобилисты, получится «вообще черт-те что». «Но самое главное состоит в том, что увеличение наказаний никогда не вело к искомому результату ни в одной стране», – подчеркнул г-н Ольшанский. Он заметил также, что введение баллов «нарушает конституционный принцип: за одно деяние дважды не наказывают». «Напомню, что талоны с предупреждениями были похоронены в старой Думе и эти идеи не прошли при принятии нового кодекса», – сказал адвокат. А проверка водителей на алкоголь самими сотрудниками ГИБДД, по его словам, приведет «к волюнтаризму и к вымогательству взяток».


Опубликовано в номере «НИ» от 28 сентября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: