Главная / Газета 21 Июня 2005 г. 00:00 / Политика

Перегруппировка СМИ

В России начался передел рынка печатных изданий

ВЛАДЛЕН МАКСИМОВ

Завтра должно состояться заседание совета директоров издательского дома «Коммерсант», на котором станет известен новый руководитель популярной газеты. Кадровые перестановки в этом издании не единственные изменения, потрясшие российский медиарынок за последнее время. Борис Березовский заявил о желании продать другой свой актив – «Независимую газету». Поменял владельцев и легендарный журнал «Огонек». Эксперты «НИ» по-разному оценивают эти изменения, но сходятся в одном – такие подвижки на медиарынке случайными не бывают.

shadow
Начало лета ознаменовалось довольно заметными трансформациями на отечественном рынке печатных СМИ. Напомним, что неделю назад опальный олигарх Борис Березовский внезапно заявил о смене руководства в принадлежащем ему издательском доме «Коммерсант». Как заявил в Лондоне г-н Березовский, генеральный директор и шеф-редактор издательского дома Андрей Васильев отправится в Киев, где должен возглавить новый проект «Коммерсант-Украина», чтобы «сделать этот проект масштабным и значимым». Освободить свое кресло, по замыслу владельца, должен и главный редактор «Коммерсанта» Александр Стукалин. Сам г-н Васильев подтвердил предложение владельца издательского дома переехать в Киев, но осудил его желание уволить своего коллегу г-на Стукалина. При этом он сообщил, что в принципе знает о причинах, побудивших Бориса Березовского принять такое решение, но отказался назвать их. Кто возглавит «Коммерсант», г-н Березовский обещал назвать в двадцатых числах июня. Скорее всего, это произойдет в среду на заседании совета директоров издательского дома. Но уже сейчас в качестве наиболее вероятного кандидата называют главного редактора интернет-издания «Газета.ру» Владислава Бородулина. На этом г-н Березовский не остановился и тут же поделился с общественностью своими планами продать другое свое издание – «Независимую газету». Правда, сохраняя интригу, он не стал называть нового владельца.

На этом изменения медиарынка не закончились, и в минувшую пятницу стало известно, что своего владельца поменял журнал «Огонек». В отличие от хитрых комбинаций лондонского олигарха, в этом случае известны и продавец, и покупатель. Известный журнал у издательского дома ОВА-Пресс приобрел петербургский холдинг «Телекоминвест». При этом стало известно, что в «Огонек» возвращается его бывший главный редактор Виктор Лошак.

Такого передела рынок печатных СМИ России не переживал уже давно. К тому же напомним, что всего несколько недель назад поменяла своего владельца и газета «Известия», которая была продана «Проф-Медиа» холдингу «Газпром-Медиа». Эксперты, к которым обратились «НИ», разошлись в своих оценках этих процессов. Сошлись они только в одном – случайным совпадением эти изменения быть не могут.



Чем обусловлены перемены на информационном поле?

Директор Института политических исследований Сергей МАРКОВ:
– Большинство тех изменений, которые произошли, связаны с подготовкой Бориса Абрамовича Березовского к «оранжевой революции». Речь идет об обострении борьбы вокруг возможного политического переворота в России, связанного с частичной утратой ею своего суверенитета. Сейчас Березовский формирует мощную политическую команду, которая позволила бы ему победить в будущей политической схватке. А в Украине он будет развертывать свои структуры, независимо от того, приедет ли он в Киев или останется в Лондоне. Власть тоже предпринимает свои меры. И на самом деле формирование нового телеканала Russia today также связано с попыткой повлиять на мировое общественное мнение, которое играет очень большую роль в легитимации политических режимов, пришедших к власти в результате разноцветных революций.

Директор института проблем глобализации Борис КАГАРЛИЦКИЙ:
– На медиа-рынке не бывает ничего случайного, тем более в таких масштабах. В России сегодня медиаресурсы имеют больше политическую ценность, нежели коммерческую. Тем более что в последнее время все собственники, которые пытались совместить политические цели с коммерческими, в той или иной мере потерпели поражение. Я думаю, что медиа-активы Березовского стали до определенной степени обременительными для него, и они вряд ли способствуют решению масштабных политических задач, которые могут возникнуть у Бориса Абрамовича. «Независимая газета» ограничена тиражом. «Коммерсант» является привычным источником информации для значительной части бизнес-элиты и какой-то части элиты политической, но он не является инструментом массового влияния. Именно поэтому кремлевские чиновники для своих выступлений используют «Комсомольскую правду» или «МК».

Председатель фонда «Защиты гласности» Алексей СИМОНОВ:
– Я связываю эти подвижки с готовящимся проектом нового закона «О СМИ». В этом законе вполне может появиться столь долго вынашиваемая демократами идея о разгосударствлении основных печатных СМИ. Проявление активности на рынке, с моей точки зрения, связано с желанием определенных структур сохранить свое влияние на ряд газет, если это произойдет. Над этим законом интенсивно работают в недрах Министерства культуры, правда, никто не знает, кто именно. Нынешняя власть менее идеологизированная и более практичная, чем советская. Первой отпала тревога по поводу театров, где в советские времена пролегал главный фронт борьбы с цензурой. А сейчас власть посчитала, что неэлектронные СМИ имеют столь малое влияние на электорат, что вполне можно сделать такой демократический шаг. Об этом в свое время говорил Михаил Лесин, говорил Владимир Путин: государство должно уйти из учреждения газет, сохранив свое влияние на электронные СМИ.

Опубликовано в номере «НИ» от 21 июня 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: