Главная / Газета 14 Апреля 2005 г. 00:00 / Политика

Пьяная реклама

Депутаты и правительство лоббируют закон, опасный для здоровья

СЕРГЕЙ ТКАЧУК

Завтра Госдума рассмотрит в первом чтении новый закон «О рекламе». Документ отменяет запрет на рекламу алкоголя в СМИ и вновь разрешает прерывать рекламными блоками детские и образовательные телепрограммы. Он также допускает использование в рекламе пива образов людей и животных, что недавно было запрещено. Эксперты считают, что законопроект, откровенно лоббируемый производителями алкогольной продукции, может привести к непредсказуемым социальным последствиям.

Производители алкогольной продукции в погоне за прибылью готовы использовать любые аргументы и имена.
Производители алкогольной продукции в погоне за прибылью готовы использовать любые аргументы и имена.
shadow
Прежний закон «О рекламе» был принят еще в середине 1995 года и уже морально устарел. Собственно, этим авторы нового законопроекта и аргументируют пожарную необходимость его принятия. Глава комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, а также его коллега, председатель комитета по информационной политике Валерий Комиссаров считают, что «развитие отношений в области рекламы породило новые способы ее распространения, требующие надлежащей правовой регламентации». В пояснительной записке к законопроекту, который оказался в распоряжении «Новых Известий», подчеркивается, что одобрение его думским большинством позволит обеспечить «эффективный баланс интересов потребителей рекламы, субъектов рекламной деятельности и государства…».

Между тем закон, даже с точки зрения правового управления Госдумы, давшего на него свое заключение, не выдерживает никакой критики. Мало того что он не привносит ничего нового в отношения производителей рекламы, СМИ и государства, он еще вымывает все то здравое, что предусмотрено действующим законом «О рекламе». Так, по мнению экспертов правового управления, предлагаемая концепция государственного регулирования в области рекламы не содержит каких-либо кардинальных изменений, касающихся сокращения объемов рекламы в СМИ. Наоборот, в ряде случаев, по их мнению, объем рекламы резко возрастет, а в отношении спонсорской рекламы вводится режим «наибольшего благоприятствования».

Водку могут уравнять в правах с пивом.
shadow Более того, само упоминание о потребителе рекламы, то есть о нас с вами, вообще исключено из текста законопроекта. Думские юристы негодуют: потребитель – это та многомиллионная аудитория, к которой, вообще говоря, реклама и обращена.

Кроме того, в отличие от нынешней редакции закона, полностью запрещающей прерывать рекламой детские и образовательные передачи, новый документ разрешает вставлять рекламные блоки в эти программы. И еще разрешается прерывать детские передачи в начале и в конце спонсорской рекламой (до 30 секунд). Авторы закона также предлагают прерывать художественные фильмы и радиопостановки столько раз, сколько 15-минутных периодов они включают.

Но самое поразительное, что законодатели (члены думского большинства) фактически отменяют принятые ими же положения, связанные с рекламой алкогольной продукции. Законопроект, например, допускает возможность использования в рекламе пива образов людей и животных, а также оформление рекламы пенистого напитка в виде мультипликационных фильмов. Напомним, последние поправки в действующий закон «О рекламе» как раз налагали вето на такую рекламу пива.

Апофеозом заботы депутатов о благе производителей рекламы алкоголя стало предоставление возможности на равных рекламировать и пиво, и водку. Ранее в отношении рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% были установлены более жесткие требования. При этом, вводя запрет на наружную рекламу такой продукции, проект закона позволяет рекламировать алкоголь на транспорте общего пользования. Это означает, что в скором времени на автобусах и троллейбусах в крупных городах могут появиться расклейки, призывающие предпочесть один сорт водки другому. Эксперты правового управления Госдумы предупреждают депутатов, что если будет введен более льготный режим рекламы алкогольной продукции, то это может привести к непредсказуемым социальным последствиям.

Несмотря на отрицательное заключение правового управления Думы, депутаты все же рассчитывают уже завтра протолкнуть закон в первом чтении. На их решимость повлияли и положительные отзывы правительства. В заключение на законопроект за подписью вице-премьера Александра Жукова депутатам лишь предлагается уточнить толкование ряда понятий и критериев.

Независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин, комментируя «НИ» перспективы прохождения закона, обвинил своих коллег из «Единой России» в лицемерии: «Сначала они существенно ограничивают рекламу и продажу пива, а затем вводят либерализацию рекламы всех алкогольных напитков. За депутатами и правительством в данном случае стоят интересы винно-водочных корпораций, а вернее сказать, алкогольной мафии, которая таким способом борется с пивными «королями».

Между тем один из инициаторов проекта, депутат Владимир Мединский полностью отверг обвинения в причастности к его подготовке руководителей крупнейших винно-водочных заводов. Его помощник по работе в Государственной думе Иван Ефимов заявил «НИ»: «Если вы внимательно прочитаете законопроект, то увидите, что происходит ужесточение, а вернее полный запрет наружной рекламы алкогольной продукции, что ныне действующим законом «О рекламе» не предусматривается. Более того, мы даже вводим ограничения на рекламу тех товаров, которые могут ассоциироваться у потребителей с курением, – трубки, зажигалки, кальяны». Вместе с тем помощник депутата Мединского заявил, что проект закона обязательно придется дорабатывать. «В первом чтении мы рассмотрим лишь концепцию закона, а уже после этого будут созданы специальные рабочие группы, которые должны будут учесть предложения и правового управления Думы, и участников рекламного рынка, и государства», – сообщил он.



А КАК У НИХ?

США. Законодательного запрета на рекламу алкоголя нет. Производители сами договорились не рекламировать крепкие напитки по радио и телевидению. Это ограничение не распространяется на вино и пиво. Другое дело, что спиртные напитки, в том числе и пиво, продаются только в специальных магазинах и его запрещено распивать в общественных местах (штраф до 100 долларов или заключение до 90 дней). Американцы обходят этот запрет, оборачивая бутылки или банки с алкоголем в бумажные или любые другие непрозрачные пакеты. Кроме того, в Штатах запрещено продавать любые спиртные напитки молодым людям до 21 года.

Германия. Здесь также действует добровольное, но обязательное для всех соглашение теле- и радиовещательных корпораций страны воздерживаться от рекламы вредных для здоровья продуктов, в том числе и алкоголя. Традиционно на германских телеэкранах присутствует лишь реклама пива.

Великобритания. Реклама алкоголя разрешена, но начиная с 1 января 2005 года в ней не должно быть намека на то, что употребление спиртного делает людей сексуально более привлекательными; нельзя показывать покупающих напитки для компаний и групп людей; нельзя связывать алкоголь со смелыми поступками, агрессией и антисоциальным поведением; нельзя показывать пьющих в одиночестве и утверждать, что алкоголь отвлекает от жизненных проблем. Также в рекламе нельзя использовать людей моложе 25 лет, но допустимо показывать детей и подростков в роликах, где употребление алкоголя происходит в спокойной, домашней обстановке.

В Финляндии реклама во всех СМИ напитков с содержанием алкоголя до 22% разрешена, но запрещено использование отдельных ситуаций в рекламных материалах (например, связанных с управлением автомобилем). Запрещено употребление спиртных напитков в общественных местах в любые дни, кроме национальных праздников.

В Швеции действует запрет на рекламу спиртных напитков (включая пиво) на ТВ, радио и в прессе. В остальных случаях не допускается использование в рекламе алкоголя молодых людей.

В Испании на телевидении и радио запрещена реклама напитков, содержание алкоголя в которых превышает 23%. Менее крепкие напитки могут рекламироваться после 21.30. Нельзя распивать любые алкогольные напитки в общественных местах, за исключением кафе и ресторанов (штраф 3 тыс. евро).

В Италии на телевидении показ рекламы алкоголя разрешен только после 20.00. Ограничений для других СМИ нет.

Во Франции реклама слабоалкогольных напитков на телевидении запрещена, на радио разрешена только с 0 до 17 часов. Есть ограничения на рекламу в печати, регламентирующие перечень информации, которая может содержаться в рекламе.

В Объединенных Арабских Эмиратах за распитие любых алкогольных напитков на улице взимается штраф размером 2 тысячи дирхамов (540 долларов), виновный наказывается 70 ударами плетью и заключается в тюрьму на 2 месяца.

Пиву – нет

Опубликовано в номере «НИ» от 14 апреля 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: