Главная / Газета 9 Февраля 2005 г. 00:00 / Политика

«Это не льготы, это статус»

Депутаты откажутся от части привилегий, но вернут их себе в виде премий

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

Депутаты Госдумы собираются отказаться от части своих льгот. Примечательно, что речь об этом зашла после публикации в «НИ» от 2 февраля, констатировавшей, что, отняв льготы у рядовых граждан, себя депутаты не обидели. Думские привилегии сохранились, а у чиновников они даже приумножились. И вот свершилось невероятное – председатель Комитета Госдумы по регламенту Олег Ковалев заявил вчера, что депутаты решили отказаться от части льгот и сэкономить на этом 90 млн. руб. Однако есть маленький нюанс. Эти средства в бюджет не поступят, а вернутся депутатам в виде премий.

Олег Ковалев (справа) пообещал: депутаты что-нибудь да потеряют.
Олег Ковалев (справа) пообещал: депутаты что-нибудь да потеряют.
shadow
Как уже рассказывали «НИ», льготы народных избранников – это прежде всего служебная квартира в Москве, а также ряд бесплатных услуг: автомобиль для поездок по столице, перелет до региона, междугородняя связь, медицинское обслуживание в спецполиклинике и т.д. Депутатский транспорт и услуги связи обошлись государству в прошлом году в 816,1 млн. рублей, или 30% от общей суммы расходов на Госдуму.

Вчера председатель Комитета Госдумы по регламенту Олег Ковалев заявил, что для депутатов будут введены лимиты на пользование транспортом и связью. В пределах лимита услуги будут бесплатными, а все, что сверху, подлежит оплате из собственного кармана думца. Депутаты вместо служебного транспорта и связи смогут получить на руки деньги и расходовать их по своему усмотрению.

Машины с водителями сохранятся только за руководством Госдумы – спикером, вице-спикерами и председателями комитетов. Остальным депутатам поездки по Москве ограничат суммой в 18–30 тыс. рублей в месяц. Сколько точно, будет решено позднее. В пределах этой суммы депутат может пользоваться машиной с водителем из гаража Управления делами президента. Как только лимит будет выбран, в пользовании автомобилем депутату откажут. Народный избранник также сможет взять на руки деньги и нанять машину в другом месте или ездить на собственном автомобиле.

Ограничения коснутся и поездок депутатов в регионы. Так, за государственный счет депутат сможет слетать в свой округ только во время региональной недели. Командировка в другое время возможна только по очень серьезным поводам. Будут введены также ограничения на использование транспорта в регионе. По словам Олега Ковалева, некоторые депутаты в минувшем году потратили на поездки в регионах по миллиону рублей.

Думцам также ограничат время бесплатных междугородних телефонных переговоров. Лимит установят не в рублях, а в минутах разговора с конкретным регионом, который представляет депутат. Точные цифры также пока не определены, но речь идет о 20–30 минутах в месяц. Госдума, кроме того, компенсирует депутатам 75 долларов за разговоры по мобильному телефону.

В перспективе думцы могут отказаться от льготных путевок в санатории. По словам Олега Ковалева, эта льгота и так «отмирает» – в прошлом году 450 депутатов использовали лишь около 100 льготных двухнедельных путевок. Очевидно, это связано с тем, что в Госдуму пришли состоятельные люди, для которых поездки в пансионат за 30% от стоимости путевки не являются чем-то привлекательным. А вот от спецполиклиник депутаты отказываться не намерены. Равно как от пользования VIP-залами аэропортов и перелетов спецрейсами в составе официальных делегаций. Не тронут и депутатскую пенсию, которая составляет 75% депутатской зарплаты и выплачивается любому депутату, отработавшему в Госдуме хотя бы один срок. А зарабатывает депутат ни много ни мало 48 тыс. рублей в месяц.

В результате Госдума может сэкономить до 80–90 млн. рублей в год. С учетом того, что в 2004-м государство потратило на нижнюю палату парламента 2,8 млрд. рублей, экономия составит около 3%. Но самое интересное, что эти деньги в бюджет не вернутся – их решено потратить… на покупку новой оргтехники и премии депутатам и сотрудникам аппарата Госдумы.

Примечательно, что закон о монетизации льгот для миллионов граждан был принят за два летних месяца почти без обсуждений. В то время как монетизацию льгот 450 высокопоставленных льготников проводят медленно, поэтапно, с тщательными расчетами, какими именно услугами в каком количестве пользуется депутат. Так, поправки, касающиеся депутатского транспорта и связи, были написаны еще в октябре прошлого года, затем проходили трехмесячное согласование в правительстве и теперь обсуждаются в Госдуме. У Олега Ковалева на этот счет свое объяснение: «Это не льготы, это статусные вещи, которые необходимы для выполнения обязанностей депутата. Депутат, по вашему мнению, должен ходить в валенках на босу ногу, телогрейке, жить в шалаше и при этом выполнять высокие государственные задачи?». Наличие связи между публикацией в «НИ» о депутатских льготах, ставшей предметом обсуждения на одном из недавних думских заседаний, и нынешними законодательными инициативами он не признал. Г-н Ковалев сообщил, что скрупулезная работа по пересмотру депутатских льгот шла, оказывается, еще с прошлого октября.


Опубликовано в номере «НИ» от 9 февраля 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: