Главная / Газета 3 Февраля 2005 г. 00:00 / Политика

Кто ответит?

Критериев эффективности правительства пока не существует

СЕРГЕЙ ТКАЧУК

Депутаты Госдумы вчера категорически отвергли предложение создать парламентскую комиссию для изучения эффективности деятельности правительства. С такой инициативой выступил член фракции ЛДПР Алексей Чернышов. Сами чиновники уже полгода разрабатывают критерии эффективности работы министерств и ведомств, но никак не могут их определить. Между тем во вторник вступил в силу закон «О государственной гражданской службе». В нем прописаны права чиновников, но отнюдь не нормы их ответственности.

Для Михаила Зурабова закон пока не писан.
Для Михаила Зурабова закон пока не писан.
shadow
О непрофессионализме и некомпетентности нынешнего кабинета министров в Думе сразу же начинают спорить, когда правительство проваливает очередную реформу. Так вчера член фракции ЛДПР Алексей Чернышов предложил создать комиссию для того, чтобы «провести ревизию деятельности правительства и сделать выводы о его профессионализме и способности решать стоящие перед ним задачи». Однако глава думского регламентного комитета «единоросс» Олег Ковалев заявил, что этот вопрос находится «вне пределов компетенции Госдумы». «Это не предусмотрено законодательством, регламент позволяет создавать парламентские комиссии лишь для изучения внутренних вопросов», – сообщил г-н Ковалев.

Несмотря на отказ в удовлетворении запроса депутата, тему он поднял действительно больную. Во вторник вступил в силу закон «О государственной гражданской службе в РФ» – своего рода свод правил работы российского чиновника. В нем досконально прописаны права «государевых людей», критерии их отбора, но вот относительно обязанностей и ответственности – все достаточно размыто.

Новый закон, подобно петровской «Табели о рангах», дает каждому госслужащему классный чин. Теперь есть четыре категории должностей: руководители, советники, специалисты и обеспечивающие специалисты. А еще должности делят на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Чтобы поступить на службу, начав, к примеру, с младшей должности обеспечивающего специалиста или, по-петровски, с чина коллежского регистратора, надо будет пройти конкурс и подписать контракт, а аттестацию необходимо проходить каждые три года.

Самая интересная часть закона – о форме оплаты труда чиновника. Зарплата вроде бы наконец-то ставится в зависимость от результатов служебной деятельности. Загвоздка в том, что до сих пор правительство не разработало критерии, по которым можно оценивать профессионализм и персональный вклад каждого чиновника в работу министерства. По этой же причине до сих пор неизвестно, в каких категориях определять эффективность деятельности отдельно взятого ведомства. Поэтому эксперты очень сомневаются, что новый свод правил российского бюрократа станет инструкцией для министерских бухгалтерий.

Так что наказывать российских чиновников «рублем» за неэффективность станут не раньше, чем будут готовы оценочные нормы их деятельности. Сейчас над этой головоломкой размышляет комиссия по административной реформе во главе с вице-премьером Александром Жуковым. Но там, похоже, окончательно запутались в мерилах эффективности для того или иного направления госслужбы. «Эффективность работы федеральных структур власти скорее снизилась после перетряски правительства», – признал недавно руководитель секретариата г-на Жукова Алексей Головков.

Алексей Макаркин, замглавы Центра политических технологий, считает, что «критерии эффективности, бесспорно, должны быть, но реальные. Например, если чиновник сэкономил средства для своего ведомства, он достоин премии». «Другое дело, это провал чиновником своего участка работы. Любой руководитель, даже в ранге министра, всегда может сослаться на нищенскую зарплату или на непрофессионализм низкооплачиваемых подчиненных», – заявил «НИ» г-н Макаркин. По этой же причине, по словам политолога, новый закон не позволяет наказать даже «очевидно виноватого министра социального развития Михаила Зурабова». «Он не несет никакой ответственности и всегда вину за провал реформы социальной сферы может свалить на рядовых министерских клерков», – добавил Алексей Макаркин.

Однако, как заверил «Новые Известия» депутат Госдумы и лидер движения «За достойную жизнь» Сергей Глазьев, он знает, как решить головоломку выявления критериев эффективности. Политик предлагает сначала определить базовые показатели уровня и качества жизни населения, а потом, исходя из этих ориентиров, сделать министров ответственными за постоянное поддержание благосостояния граждан на заданном уровне. Впрочем, «единороссовское» большинство Госдумы эту идею с порога отвергло.


Опубликовано в номере «НИ» от 3 февраля 2005 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

В «серой зоне»

Статус президентской администрации так и остается неопределенным

Коммунисты предложили уволить половину чиновников


«Кусачим» ценам скомандовали ФАС

Правительство предлагает объединить антимонопольное и тарифное ведомства

Операция «Госкорпорация»

Росатом и Олимпстрой превратят в публично-правовые компании, но их суть от этого не изменится

Глава Роструда ушел на пенсию, его сменил бывалый управленец


Деньги больше не любят счет

Госчиновникам запретят иметь зарубежные вклады

Алексей Саватюгин покинул Минфин


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: