Главная / Газета 14 Января 2005 г. 00:00 / Политика

Особенности национального лоббизма

Нынешняя Дума работает на «госзаказ»

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

Чтобы понять, как те или иные законопроекты попадают в Думу и принимают там силу закона, достаточно знать, кто их «продавливает» и кому это выгодно. Главным лоббистом в нынешней Госдуме является администрация президента и подконтрольная ей фракция «Единая Россия». Многочисленные бизнес-структуры, делегировавшие своих представителей в депутаты, практически утратили на них влияние. А КПРФ, фракция «профессиональных» лоббистов, вовсе оказалась не у дел – голоса коммунистов сейчас ничего не решают. Выявить лоббистов в Госдуме «Новым Известиям» помог Центр политической информации.

shadow
Парламентское лоббирование, если кто не знает, – это кулуарное решение вопросов в Госдуме, когда с депутатами тайно договариваются о «нужном» голосовании за определенный закон. В Госдумах прошлых созывов на лоббизме были заработаны немалые деньги – плата за голосование составляла от 1–2 тыс. долларов лично депутату и до 1 млн. долларов – за покупку целой фракции.

Лоббистская вертикаль

В нынешней Госдуме большинство депутатов (307 из 449) имеют фракция «Единая Россия». Эта фракция работает на своего «генерального заказчика» – Кремль. В результате сложилась своеобразная лоббистская вертикаль «Единая Россия» – администрация президента. Понятно, что это не лоббизм в традиционном, устоявшемся в странах с многолетней парламентской демократией смысле этого слова. Абсолютная власть не лоббирует свои интересы, она просто их реализует через собственные институты управления, в данном случае через парламент. Но имеем то, что имеем.

Помимо «Единой России» на того же «генерального заказчика» работают и фракции «Родина» и ЛДПР. Однако их голоса (39 у «Родины» и 34 у ЛДПР) редко что решают, поэтому эти фракции могут из пропагандистских соображений периодически выступать против «генеральной линии».

Большинство депутатов «Единой России» – выходцы из коммерческих структур. Во фракции есть представители практически всех крупных российских олигархических групп – от раскулаченного ЮКОСа до процветающих ЛУКойла, ТНК, «Северстали». Другая часть депутатов «Единой России» – это ставленники губернаторов, делегированные в Москву для отстаивания интересов своей региональной элиты. Однако сделать что-либо для своих олигархов и губернаторов депутаты бессильны – сейчас в Думе все решает «генеральный заказчик». И дело не в деньгах, а в политическом будущем депутата. Потому что именно в администрации президента решают, кто из нынешних народных избранников войдет в следующий предвыборный список «Единой России».

Изменился и принцип лоббирования. Вместо денег за «правильное» голосование депутатам поступает приказ. Лучше всего себя в такой атмосфере чувствуют отставные военные и прочие силовики – им не приходится ломать свой менталитет. Все сколько-нибудь значительные законопроекты также отправляются на согласование на Старую площадь. Оттуда приходит вердикт «утверждено» или «не утверждено». Собственными лоббистскими возможностями депутаты могут воспользоваться только при проведении «узкоспециальных» законопроектов, в которых подавляющее большинство их коллег не разбирается и может проголосовать «механически».

Лоббисты на заслуженном отдыхе

Невстроенными в «лоббистскую вертикаль» оказались только коммунисты. В Думах прошлых созывов, где абсолютного большинства не было ни у кого, а фракция КПРФ была одной из самых многочисленных, голоса коммунистов пользовались большим спросом. А теперь эта фракция «профессиональных» лоббистов находится на заслуженном отдыхе. 47 голосов КПРФ никак не могут повлиять на результаты голосования. Это же касается и 22 независимых депутатов.

Поэтому в нынешней Думе депутаты предпочитают заниматься не законотворчеством, а формированием вокруг себя политических и экономических групп в том регионе, который депутат представляет. Используя свое пребывание в столице и возможность входа во многие кабинеты, депутаты выступают посредниками при решении различных вопросов. Так завязываются связи, формируется круг потенциальных «клиентов» депутата для его дальнейшей работы.

Ни о каком «отраслевом» лоббировании в нынешней Думе также речь не идет. Увеличение расходов на оборону и безопасность – это не заслуга депутатов-силовиков, а «госзаказ» сверху. А недофинансирование науки не означает плохую работу депутатов-ученых. Они здесь ни при чем, просто не было соответствующего «заказа». Принятый недавно блок «антипивных» законов – это тоже «госзаказ» на оздоровление морального облика народа. Бесполезность усилий по депутатскому лоббированию показало принятие бюджета на 2005 год. Все поправки по существу были отклонены, все попытки депутатов по-своему разделить бюджетный пирог оказались неудачными, и Госдума приняла бюджет в той форме, в которой его спустили «сверху».

Возрождение лоббизма

Сейчас в Госдуму специалистам по лоббированию идти бессмысленно. Для них все дороги ведут не на Охотный Ряд, а на Старую площадь или, в крайнем случае, в Белый дом. Ситуация может измениться при появлении мощных финансово-промышленных группировок, способных «ангажировать» значительное число депутатов хотя бы на время. В ближайшее время такой группой может стать создаваемый сейчас концерн «Газпром»-«Роснефть».

Однако полноценный парламентский лоббизм возродится только тогда, когда Дума вновь станет многопартийной. Но это может случиться после выборов 2007 года, если ни одна из партий не получит большинство либо парламентские выборы выиграет оппозиционная, неподконтрольная Кремлю партия.



Есть ли лоббисты в нынешней Думе?

Алексей МУХИН, директор Центра политической информации:

– Для выходцев из регионов депутатский мандат – инструмент лоббирования региональных и собственных интересов, а также способ реализации амбиций федерального уровня, так называемая федерализация региональных элит. Представители крупных финансово-промышленных групп пришли в парламент лоббировать интересы своей «материнской» структуры. Что касается иных категорий депутатов, к примеру, военных, выходцев из спецслужб или науки, представителей общественных организаций, то здесь присутствует преимущественно личный интерес: продолжение карьеры, реализация политических амбиций или социальная ответственность. Последнее встречается реже всего. А голосование за бюджет 2005 года было организовано по всем правилам ведения информационной войны со всеми условностями и особенностями процесса: корректировка бюджета была косметической и демонстрировала безусловный приоритет административного лоббизма над парламентским.

Валерий БОРЩЕВ, депутат первой и второй Государственных дум:

– Лоббизм в Госдуме существовал всегда. А занимались им чаще всего партия власти и ЛДПР. В нынешней Думе решения принимаются более централизованно, и лоббистам стало сложнее действовать. Но полностью лоббизм не исчез.

Борис КАГАРЛИЦКИЙ, политолог:

– Лоббизм в Госдуме существует даже на уровне независимых депутатов. Другое дело, что сейчас он проявляется в гораздо меньших масштабах и гораздо менее эффективен, чем ранее. А главными лоббистами в Думе является верхушка фракции «Единая Россия». Другие депутаты, по моей информации, сильно огорчены из-за того, что у них упали доходы.

Марк УРНОВ, председатель фонда аналитических программ «Экспертиза»:

– Центр разработки законов сейчас переместился в правительство. Там и происходит лоббирование, и все решения принимаются на стадии нулевого чтения. Когда бизнес-структуры направляли своих людей в Думу, они вряд ли рассчитывали, что жизнь станет такой. В прошлых Думах все было понятно, если проходили какие-то законы. А понять, что происходит в правительстве, не находясь внутри него, практически невозможно. И лоббизм при всей его непрозрачности стал еще более непрозрачным. Ситуация может поменяться, если власть будет принимать такие же решения, как нынешняя неподготовленная монетизация льгот. Тогда доля «Единой России» в следующей Думе резко сократится.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 января 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: