Главная / Газета 15 Декабря 2004 г. 00:00 / Политика

Конституцию заказывали?

Пугая Кремль «призраком Майдана», политтехнологи призывают заменить Основной закон страны

СЕРГЕЙ ТКАЧУК, ДМИТРИЙ ТАРАТОРИН

Несмотря на многократные заявления президента Путина о неприкосновенности Конституции, ряд близких к Кремлю политтехнологов призывает власть ее переписать. Необходимость принятия нового Основного закона они обосновывают «оранжевой опасностью». Потерпев поражение на украинских выборах, российские мастера пиара пугают Кремль «призраком революции». И заявляют о своей готовности создать законодательную базу для эффективной борьбы с нею.

Вслед за Борисом Ельциным на пенсию могут проводить и его Конституцию. (Фото ИТАР-ТАСС)
Вслед за Борисом Ельциным на пенсию могут проводить и его Конституцию. (Фото ИТАР-ТАСС)
shadow
На встрече с судьями Конституционного суда 12 декабря президент заявил: «Мы не собираемся Конституцию менять или подправлять – таких задач не стоит, таких планов у нас нет». Подобные уверения главы государства звучат не впервые. Между тем ряд политтехнологов, исконно близких Кремлю, напротив, с некоторых пор вполне откровенно заявляют, что Конституция морально устарела. Она-де не отвечает вызовам времени. А вызовы эти, на их взгляд, весьма тревожны. Призрак «оранжевой революции», разразившейся на Украине, по их словам, бродит уже чуть ли не в окрестностях Кремля. Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, не мудрствуя лукаво, объяснил провал своей антиющенковской стратегии тем, что ему не дали возможности разработать действеннуюконтрреволюционную политику. И теперь он ратует за то, чтобы, пока не поздно, начать проводить таковую в России. Для этого он и предлагает взяться за Основной закон «вопреки нежеланию самых разных сил трогать Конституцию».

По мнению заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, «не только над г-ном Павловским, но и над многочисленными сопряженными с ним экспертами довлеют пораженческие настроения, спровоцированные кризисом их технологий на Украине».

«Именно поэтому, опасаясь остаться невостребованными в России, они пытаются предложить новый и достаточно громоздкий проект по переписыванию Конституции, – заявил г-н Макаркин. – Они понимают, что это задача не одного месяца и в случае, если им удастся убедить власть в необходимости таких преобразований, они сохранят свои позиции и будут обеспечены заказами». По мнению эксперта, в оправдание своих намерений эти господа приводят следующий довод: «Только появление обновленного Основного закона позволит избежать вмешательства Запада в наши внутренние дела, а значит, обезопасить нынешнюю власть от потрясений».

Директор Центра политических исследований Института государства и права РАН Вильям Смирнов полагает, что «президент сам не рискнет инициировать серьезные конституционные изменения. Но это право может быть делегировано другим». В то же время нынешняя Конституция, по мнению г-на Смирнова, достаточно уязвима для критики. В частности, она весьма неоднозначно излагает принципы распределения полномочий между центром и субъектами Федерации. Но главная проблема, по его мнению, коренится в фактическом неравноправии регионов. «В 1993 году, при подготовке Конституции, размежевание территорий прошло не только по административному признаку, но и по национально-государственному. Вследствие чего одни регионы пришлось наделять статусом областей и автономий, а другие – национальных республик, – сказал г-н Смирнов. – Если Конституция подвергнется корректировке, тогда неизбежно возникнет вопрос, по какой модели будет строиться Федерация. Сомневаюсь, что будет пересмотрена федеративная система как принцип или субъекты будут уравнены в правах». Именно по этим пунктам, считает эксперт, в Кремле идут серьезные трения.

Впрочем, даже если консолидированная позиция по Конституции будет выработана, изменить Основной закон будет не так уж просто. Дело в том, что изменение первых девяти глав документа, а в них отображены незыблемые принципы функционирования любого государства, – исключи тельная прерогатива Конституционного собрания. А этот орган в обозримой перспективе собраться не сможет в силу отсутствия федерального закона, регламентирующего порядок и принципы его созыва. Остается только один рычаг для осуществления радикальных перемен – общенародный референдум, на котором за поправку Конституции должны высказаться более 50% граждан.


Опубликовано в номере «НИ» от 15 декабря 2004 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

В «серой зоне»

Статус президентской администрации так и остается неопределенным

Коммунисты предложили уволить половину чиновников


«Кусачим» ценам скомандовали ФАС

Правительство предлагает объединить антимонопольное и тарифное ведомства

Операция «Госкорпорация»

Росатом и Олимпстрой превратят в публично-правовые компании, но их суть от этого не изменится

Глава Роструда ушел на пенсию, его сменил бывалый управленец


Деньги больше не любят счет

Госчиновникам запретят иметь зарубежные вклады

Алексей Саватюгин покинул Минфин


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: