Главная / Газета 16 Сентября 2004 г. 00:00 / Политика

Функций громадье

Новое министерство готово взяться за решение любой проблемы. Только цели пока не ясны

СЕРГЕЙ ТКАЧУК

У только что появившегося в структуре правительства министерства регионального развития, кроме названия, нет ничего определенного. Зато, судя по амбициозным планам его руководителя, бывшего полпреда президента в ЮФО Владимира Яковлева, структура эта будет заниматься самым широким спектром вопросов – от религии до создания центров занятости для молодежи. Эксперты, однако, считают, что отсутствие в стране региональной политики не оправдывает передачи новому министерству никак между собой не связанных функций.

Министр «без портфеля».
Министр «без портфеля».
shadow
Оказывается, в новом старом министерстве будут аккумулированы все вопросы регионального развития, а не только проблемы этнических взаимоотношений, как прогнозировалось ранее. По словам г-на Яковлева, ведомство займется, в частности, межбюджетными отношениями, а также вопросами религии и проблемами казачества. Отвечая на вопрос о возможном дублировании функций МЭРТ, свежеиспеченный министр заявил, что департамент региональных программ Минэкономразвития должен подчиниться ему либо «перейти на другую работу». В ведомстве Германа Грефа вчера отказались давать комментарии на эту тему, сославшись на занятость.

Небольшую ясность в коллизию с переделом функций согласился внести заместитель председателя комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, член фракции «Единая Россия» Юрий Конев. Он, в частности, сообщил, что «в России региональная политика полностью отсутствует». «Вопрос не в том, у кого отнять и кому передать, а в том, кто эффективнее способен повышать инвестиционную привлекательность российских губерний, – заявил «НИ» г-н Конев. – У меня такое ощущение, что у МЭРТ здесь есть пробел. Ведомство, конечно, не хочет терять эту функцию, но чем-то же надо жертвовать ради эффективности». Между тем депутата настораживает сам факт решения о создании министерства по делам регионов. «У меня есть ощущение, что его создали специально под Владимира Яковлева, вот и получается, что, кроме вывески и личности руководителя, больше ничего не известно», – заметил депутат.

Между тем попытки создать и поставить на ноги министерство по региональной и национальной политике в той или иной форме предпринимались с 1991 года, когда был создан Госкомитет по национальной политике. В 1992 году этой структурой руководил Сергей Шахрай, возглавляя параллельно и Государственное правовое управление. Под его началом в 1994 году комитет был повышен в статусе и получил «звание» министерства по делам национальностей и региональной политике. Через два года, сменив несколько руководителей, ведомство стало именоваться министерством по делам национальностей и федеративным отношениям. Пока в 1998 году не было разделено на два автономных министерства. Но уже через год их снова слили воедино, видимо, для того, чтобы в 2001 году структуру и вовсе упразднить.

«С тех пор подвижек мало. Даже то, что такое национальная политика, остается неясным», – заявил «НИ» сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Валерий Степанов. «Получается, что чиновники увлеклись структурными играми, но до сих пор не разобрались, как противодействовать религиозному экстремизму и разжиганию межнациональной розни», – отметил специалист.

Председатель Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов, бывший в 1998 году зампредом правительства по национальным вопросам, в связи с оглашением г-ном Яковлевым своих планов заявил «НИ»: «Если исходить из логики формирования правительства Фрадкова, то новое ведомство нужно разделить как минимум на 4–5 служб и агентств. А то получается скопище разнообразных сфер ответственности и функций, никак не связанных друг с другом».

Комментируя слова министра о том, что его ведомство – «принципиально новое подразделение, которое будет создаваться с нуля», г-н Абдулатипов заметил: «Если он говорил о национальной и региональной политике, то у нас уже есть одобренные компетентными органами концепции, готовые к применению на практике. С точки зрения наработок сделано уже многое, поэтому, что имел в виду г-н Яковлев, я сказать не могу».

А руководитель Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель, говоря о своевременности появления министерства регионального развития, сказал, что «мы не учимся на ошибках прошлого». По его словам, опыт непродолжительной работы министерства регионального и национального развития, существовавшего в правительстве Кириенко, показал нежизнеспособность подобной структуры. «Министерство быстро развалилось именно потому, что в нем пытались соединить экономику и национальную политику, а это невозможно, – считает г-н Мукомель. – Сейчас собираются сделать то же самое, поэтому никакого оптимизма относительно будущего этого ведомства я не испытываю». Кроме того, эксперт высказал опасение, что «в нынешнем виде министерство ориентировано на выстраивание и рихтовку вертикали власти». «В свое время этим занималось ныне упраздненное Территориальное управление администрации президента, – отметил г-н Мукомель. – Я подозреваю, что Яковлев будет надзирать за регионами и мягко их поправлять».


Человек с креслом

Не место красит человека, а человек место. Именно эта народная мудрость приходит на ум в связи с назначением профессора кафедры городского хозяйства Санкт-Петербургского государственного технического университета, почетного строителя России Владимира Яковлева министром регионального развития.

Как настоящий государственник президент Путин своими служащими не разбрасывается и при любом раскладе находит им достойное место в госслужбе. И нынешнее назначение г-на Яковлева не единственный пример, когда президент создавал под конкретного чиновника новое ведомство.

Так, в мае 2003 года Виктор Черкесов галантно уступил место полпреда в Северо-Западном федеральном округе Валентине Матвиенко. Для нее эта должность стала промежуточным этапом на пути к креслу губернатора Санкт-Петербурга. А под бывшего полпреда была оперативно создана новая спецслужба: Государственный комитет РФ по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Интересно, что для создания Госнаркоконтроля своей должностью в свою очередь пришлось пожертвовать Михаилу Фрадкову: возглавляемая им Федеральная служба налоговой полиции РФ стала основой для нового силового ведомства. Сам Михаил Ефимович отправился в ранге министра представлять Россию-матушку в Евросоюзе, а позже известно, кем стал.

В январе 2000 года, после того как Владимир Путин уволил Павла Бородина с должности своего управделами, спустя две недели для Пал Палыча была создана должность государственного секретаря Союзного государства России и Белоруссии.

Но Владимир Яковлев все-таки по-своему уникален. Он является самым востребованным российским чиновником высокого ранга: за год и два месяца он умудрился сменить четыре места работы!

В июне прошлого года он был вынужден освободить кресло губернатора Санкт-Петербурга для Валентины Матвиенко. После чего занял пост вице-премьера правительства по ЖКХ, который Владимир Путин создал своим указом специально для этого случая. В феврале этого года г-н Яковлев ушел в отставку вместе со всем кабинетом Михаила Касьянова (а из Европы вернулся Михаил Фрадков). Но уже через две недели г-н Яковлев стал полпредом президента в Южном федеральном округе. И вот сейчас новая министерская должность.

В чем же секрет такой непотопляемости нового министра? На всех должностях Владимир Анатольевич особых талантов государственного деятеля не проявил. Может, просто не успел. А личных симпатий Владимир Путин к нему явно испытывать не должен. В июне 1996 года Владимир Владимирович в качестве главы предвыборного штаба Анатолия Собчака проиграл г-ну Яковлеву губернаторские выборы. Вряд ли он начал после этого необычайно ценить последнего как достойного противника. Зато злые языки намекают на то, что залог успеха непотопляемого петербуржца в его молчании, которое, как известно, золото.

А пока в трудовой книжке Владимира Яковлева не хватает, по большому счету, только двух записей: премьер-министра и посла в дружественном государстве. На выбор президента.

Владлен МАКСИМОВ

Опубликовано в номере «НИ» от 16 сентября 2004 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

В «серой зоне»

Статус президентской администрации так и остается неопределенным

Коммунисты предложили уволить половину чиновников


«Кусачим» ценам скомандовали ФАС

Правительство предлагает объединить антимонопольное и тарифное ведомства

Операция «Госкорпорация»

Росатом и Олимпстрой превратят в публично-правовые компании, но их суть от этого не изменится

Глава Роструда ушел на пенсию, его сменил бывалый управленец


Деньги больше не любят счет

Госчиновникам запретят иметь зарубежные вклады

Алексей Саватюгин покинул Минфин


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: