Главная / Газета 2 Августа 2004 г. 00:00 / Политика

Помещик Козявкин стал врагом народа

Депутаты резко ограничили рекламу пива и чуть не разорили думские буфеты

СЕРГЕЙ ТКАЧУК

В субботу депутаты Госдумы приняли решение серьезно ограничить рекламу пива на отечественном ТВ. Увидеть пенящийся напиток на экранах теперь можно будет только поздно ночью.

Пивным королям горько.
Пивным королям горько.
shadow
Судьбоносный – без иронии – поступок Дума совершила позже самих «пивняков». Известно, что накануне, в минувший четверг, представители пивных компаний выступили точно с такой же инициативой. Однако депутаты нанесли производителям пива незапланированный страшный удар – запретили использовать в рекламе людей и животных. Даже мультипликационных. Это значит, что симпатичный рисованный авиатор скоро прервет свой полет над рынком емкостью в 500 млн. долларов.

С тяжелым сердцем шли на субботнее заседание иные из депутатов. Не все были готовы беспощадно ограничить рекламу всенародно любимого напитка. «Может, пиво и его реклама способны заменить национальную идею, а в условиях безысходности стать рупором оппозиции», – поделился своими соображениями с корреспондентом «НИ» один из депутатов фракции «Родина». Однако его сомнения испарились, когда началось голосование по законопроекту. Парламентарии подавляющим большинством голосов (432 из 450) приняли поправки в закон «О рекламе» во втором чтении. Теперь увидеть рекламу пива по ТВ можно будет либо до 7 утра, либо после 22 часов.

«К тому, что законодатели пропишут в поправках конкретные временные рамки, когда можно рекламировать пиво, а когда нельзя, мы готовы», – еще накануне сообщили «Новым Известиям» в пресс-службе Союза российских пивоваров. Эта организация за два дня до рассмотрения законодательных новаций подписала соглашение о социальном партнерстве с Ассоциацией коммуникационных агентств России. Участники соглашения договорились о самоограничениях в области производства и распространения рекламы пива. Тем самым пивовары, видимо, старались продемонстрировать свою предельную покладистость. «В соглашении закреплено, что в рекламном послании не допускается непосредственное обращение к лицам моложе 18 лет и установление прямой зависимости между потреблением пива и повышением социального статуса человека, а также уровнем его физического или умственного развития», – заявил «НИ» глава союза Алексей Кочетов. Но такими «белыми и пушистыми», подчеркнуто готовыми на компромисс, пивовары стали, конечно, не от хорошей жизни. Осознав, что за них взялись всерьез, господа производители задействовали все свои лоббистские и пиар-ресурсы, пытаясь не допустить прохождения наиболее крутой версии законопроекта. Одним из способов воздействия на сознание народных избранников и стала демонстрация высокой гражданской сознательности – отказ от прямого обращения в рекламе к совсем молодой аудитории.

Однако парламентарии не поверили в способность производителей самоограничиваться и рубанули сплеча. «Специалисты» по пиву из рабочей группы под руководством заместителя председателя Госдумы Любови Слиски решили, что ограничения следует отнести не только к пиву, но и к другим напиткам «с содержанием этилового спирта 0,5 и более процента объема готовой продукции». А поскольку указанным пропорциям соответствуют не только все разновидности пива, но и квас, кефир и кумыс, то законопроект нанесет серьезный удар по всем компаниям, выпускающим эти продукты.

Однако самый впечатляющий сюрприз ожидал производителей пива напоследок. Под занавес пленарки депутаты решили заняться «брендингом» – наукой о торговых марках. В одной из поправок в закон они запретили использовать в целях рекламы «людей и животных, а также их образы». То есть с экранов исчезнут даже мультипликационные персонажи. Таким образом, к врагам российского потребителя автоматически причисляется длинный ряд эпических персонажей, официально зарегистрированных как торговые знаки. Это былинные «Три богатыря», «Белый медведь», «Три медведя», а также полюбившиеся зрителю авиатор Иван Таранов и помещик Козявкин с супругой. Компании-правообладатели этих марок, как объяснили думские юристы, вынуждены будут убрать прежнюю символику, иначе они могут лишиться лицензий на производство.

shadow «Замена прежнего бренда на новый чревата серьезными финансовыми затратами», – объяснил «НИ» председатель Столичной коллегии адвокатов Георгий Зубовский. По его словам, в выигрышном положении окажутся те компании, которые изначально не регистрировали название той или иной марки пива как товарный знак.

Однако потери понесут и те компании, которые не были замечены в эксплуатации людей и животных в рекламных целях. Так, пивоваренная компания «Балтика», которой не придется изымать пивные образы из рекламы, столкнется с другой проблемой. Ее заставят отказаться от своего футбольного «Кубка «Балтики». Согласно новым поправкам, пиво запрещено рекламировать спортивным и зрелищным организациям. Кроме того, наложено вето на спонсорство пивными компаниями спортивных соревнований любого уровня. «Принятие законопроекта может поставить под сомнение возможность продолжения трансляций соревнований, спонсором которых выступают известные пивоваренные компании», – заявил «НИ» директор по маркетингу пивоваренной компании «Балтика» Андрей Рукавишников.

Некоторые депутаты до того ополчились на пенный напиток, что даже предложили самим парламентариям подать народу благой пример и отказаться от его употребления. Так за запрещение продажи пива в буфетах Госдумы высказалась член Комитета по труду и социальной политике Фарида Гайнуллина. Однако коллеги вряд ли поддержат этот пламенный призыв, поскольку многие депутаты после жарких дебатов любят охладиться пивком.


ГУБИТ ЛЮДЕЙ И ПИВО

По мнению врачей-наркологов, горькие вещества и хмель, на основе которых сварено пиво, повышают аппетит и становятся причиной «пивного живота» и избыточного веса. Горькие вещества относятся к категории психоактивных средств. Они оказывают седативное, снотворное, а в больших дозах и галлюциногенное действие. В результате регулярного употребления пива в очень больших количествах возможен диагноз пивной алкоголизм.

Фитоэстрогены – женские гормоны растительного происхождения. При чрезмерном употреблении пива они накапливаются в организме и вызывают гормональные нарушения. У мужчин уменьшается растительность на теле, набухают молочные железы, жир откладывается по женскому типу – на бедрах и боках (не путайте с «пивным животом»), снижается потенция, уменьшается подвижность сперматозоидов – вплоть до бесплодия и импотенции. У женщин переизбыток фитоэстрогена приводит к излишней полноте.

Биогенные амины: кадаверин, путресцин, гистамин и тирамин. Относятся к трупным ядам. Именно эти коварные вещества являются виновниками похмелья. Но головная боль – пустяк по сравнению с тем, что ждет пивного алкоголика в дальнейшем. Биогенные амины в больших количествах приводят к поражению почек.

Этиловый спирт – самое калорийное, что есть в пиве. Однако к ожирению он не ведет, а имеет скорее обратный эффект. Спирт губительнее всего действует на мозг. Самая жиросодержащая ткань в нашем организме – это кора головного мозга. А спирт ее попросту растворяет. У медиков это называется «органическое поражение головного мозга». В итоге при регулярном употреблении «пенного напитка» происходит полная деградация личности.


ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА ПИВА В РОССИИ (млн. декалитров)

1970 г.– 234
1980 г. – 331
1990 г. – 336
1995 г. – 213
2000 г. – 516
2001 г. – 638
2002 г. – 703
2003 г. – 732

Розничная продажа пива в России за первые 4 месяца текущего года выросла на 17,7%.


ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИВА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В 2003 г. (в литрах)

Чехия – 162
Ирландия – 146
Германия – 123
Австрия – 112
Эстония – 65
Россия – 60
Италия – 27

Опубликовано в номере «НИ» от 2 августа 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: