Главная / Газета 28 Июня 2004 г. 00:00 / Политика

Полосатый кнут

В ГИБДД уверены, что суровые наказания снижают аварийность на дорогах. Статистика показывает иное

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО, ВЛАДЛЕН МАКСИМОВ

На днях Государственная дума увеличила срок лишения прав за вождение в нетрезвом виде с года до двух. Авторы поправки в Кодекс об административных правонарушениях утверждают, что чрезмерная либерализация привела к росту ДТП. Однако проанализированная «Новыми Известиями» статистика свидетельствует, что либерализация либо ужесточение на количество ДТП не влияют. Более того, с любимого в аргументации гаишников советского 1980 года уровень аварийности на российских дорогах снизился в два с половиной раза.

Гаишники шаг за шагом возвращают себе отнятые либералами признаки былого всемогущества.
Гаишники шаг за шагом возвращают себе отнятые либералами признаки былого всемогущества.
shadow
Принятый во втором чтении законопроект увеличивает срок лишения прав за вождение в нетрезвом виде с одного года до полутора-двух. Так же будет караться передача управления пьяному человеку. Сейчас вождение в нетрезвом виде наказывается штрафом от 1000 до 2000 рублей или лишением прав на один год. По данным ГИБДД, в настоящее время лишается прав каждый шестой задержанный в нетрезвом виде водитель. Остальные отделываются штрафом. О том, какое количество нарушителей отделывается взяткой, статистика умалчивает. Замминистра внутренних дел Александр Чекалин настаивает на таком изменении закона, чтобы у пьяных водителей автоматически отбирались права и никакой альтернативы в виде штрафа за это правонарушение не было. Так, за минувший год по вине нетрезвых водителей в России погибли 4039 человек и были ранены 33430. С января по май нынешнего года число погибших составило 1074 человек, а число раненых превысило 22 тыс. человек.

shadow Но вице-президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский считает, что вождение в нетрезвом виде невозможно искоренить никакими законами. «Каждый думает, что его не догонят, не узнают», – сказал он «НИ». – Однако увеличение срока лишения прав приведет лишь к возрастанию количества взяток на дорогах, «чтобы не доводить дело до суда». Особенно это актуально для людей, работа которых связана с вождением автомобиля. По мнению адвоката, весьма примечательно, что из двух вариантов законопроекта – о лишении прав на полгода-год и на полтора-два года – Госдума проголосовала именно за более жесткий. При этом вряд ли найдется хоть один нормальный человек, выступающий за аварии на дорогах. Не относятся к их числу и журналисты «НИ». Но в том-то и дело, что любое ужесточение наказания количества ДТП не снижает, а количество взяток на дорогах увеличивает весьма заметно.

Вообще жалобы на слишком либеральное законодательство, не дающее сотрудникам ГИБДД карать нарушителей и таким образом снижать аварийность, звучат уже не первый год. По мере того как разрушалась советская административно-командная система и общественность получала возможность влиять на законодательство, недовольство людей в погонах росло. Первый удар по всевластию ГАИ (ГИБДД) на наших дорогах был нанесен в 1989 году. Тогда, на закате перестройки, процесс демократизации коснулся и автолюбителей, и Президиум Верховного Совета РСФСР своим указом отменил советскую систему штрафных баллов, предусматривающую лишение водителя прав на 6 месяцев, если в течение календарного года он набирал 15 и более баллов.

Несмотря на предупреждения милицейских чинов о неизбежной анархии на дорогах, страшного не случилось, и последующие три года привели к снижению уровня аварийности на 20%: если в 90-м этот показатель составлял 21,1 пострадавшего на тысячу автомобилей, то в 92-м он снизился до 17,5. Когда восстановленные в 1993 году баллы отменили в 1999-м, вновь никакого роста аварийности не произошло, она осталась на уровне 8,4–8,7 пострадавших на тысячу автомобилей. Похоже, что ужесточение ответственности за нарушения правил дорожного движения, равно как и ее смягчение, никоим образом не приводят к снижению либо росту числа ДТП. А фанатичная уверенность милицейских начальников в карательных мерах как панацеи от аварий на дорогах ничем не подтверждается.

Так, недавно в своем выступлении на парламентских слушаниях в Госдуме (см. «НИ» от 8 июня с.г.) заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин пугал депутатов такими словами: «Падение дорожной дисциплины, основанное на сверхлиберальном административном законодательстве, несовершенство правового механизма в сфере принуждения исполнения этого наказания сводят к нулю эффективность правоприменительной деятельности и в итоге являются главной причиной беспредела на дорогах». При этом, ссылаясь на «здравый смысл» и «зарубежный опыт» (куда без него!), в качестве спасения от «беспредела» он назвал уже упомянутую выше советскую балльную систему учета нарушений, которая усиленно работала в 80-х годах. Но тот же здравый смысл и данные Федеральной службы государственной статистики показывают, что, например, в 80-м году наши дороги были в 2,5 раза опаснее, чем в прошлом, 2003 году.

shadow В 93-м году в России в ДТП погибли 37,1 тыс. человек. Десять лет спустя, в 2003 году, – 35,6 тыс. погибших. И это при том, что количество автомобилей на российских дорогах за это же время выросло вдвое – с 14,6 млн. до 29 млн. Что изменилось за эти десять лет, видно невооруженным глазом. Как-никак, но починили дороги, построили развязки, а немалое число сограждан пересели с «Жигулей» на более безопасные иномарки, пускай и подержанные. Так, может, стоит праведный гнев милицейских чинов и карательные меры в законах обращать не только на водителей, вынужденных платить взятки, но и на чиновников Минтранса и отечественных производителей?

Опубликовано в номере «НИ» от 28 июня 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: