Главная / Газета 21 Июня 2004 г. 00:00 / Политика

Укрупнение вертикали власти

Расширение Красноярского края может стоить казне 23 миллиарда рублей

СЕРГЕЙ ТКАЧУК

Завтра на совещании в администрации президента РФ будет обсуждаться процесс объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. По данным «Новых Известий», глава президентской администрации Дмитрий Медведев уже одобрил концепцию и экономическое обоснование слияния этих субъектов Федерации, представленную накануне красноярским губернатором Александром Хлопониным. Федеральному бюджету столь масштабное укрупнение будет стоить 23 млрд. рублей.

shadow
Впервые идея укрупнения регионов возникла на повестке дня в 2000 году, вскоре после старта федеративной реформы. Тогда создание федеральных округов стало эффективнейшим средством имитации интереса Центра к региональной политике. По мнению Михаила Виноградова, руководителя аналитического департамента Центра коммуникативных технологий «Proпаганда», Кремлю удалось застолбить эту тему, а потом попытаться побудить полпредов заниматься ее содержательным наполнением. «Поставленные тогда задачи так и не были решены до конца, – считает эксперт. – Оказалось, что федеральный Центр способен серьезно влиять на ситуацию в лучшем случае в двух-трех регионах в каждом федеральном округе».

А тут в 2003 году, после успешного объединения Коми-Пермяцкого АО и Пермской области, инициативы слияния «снизу» посыпались как из рога изобилия. Кремль в столь деликатной ситуации, похоже, растерялся: выработке четкой позиции по выстраиванию федеративных отношений он предпочел прагматичный нейтралитет. А главный реформатор страны, нынешний руководитель аппарата правительства в ранге министра Дмитрий Козак, дал понять: Центр не будет выстраивать преграды инициативам снизу, но форсировать этот процесс также не станет.

По мнению экспертов, объединение регионов Москве, с одной стороны, выгодно: уменьшение числа неконтролируемых губерний приведет к предсказуемости региональной политики. С другой стороны, накладно: финансирование этой кампании почти полностью ляжет на и без того хлипкий федеральный бюджет. Одно объединение Красноярска с Таймыром и Эвенкией тянет на 23 млрд. руб. Именно такую сумму запросил у Центра губернатор Александр Хлопонин. По подсчетам его команды, 6 млрд. в течение трех лет понадобятся для компенсации расходов на округа и 9,3 млрд. – на финансирование новых расходных полномочий, которые с 2005 года появятся у края и округов. Кроме того, он также попросил выделить краю 7,9 млрд. руб. на инвестиционные проекты. Такая ситуация возникает из-за того, что, по новому законодательству, со следующего года Таймыр и Эвенкия не смогут получать финансовую поддержку напрямую из федерального бюджета. А значит, основная нагрузка по содержанию округов придется на Красноярский край. Пока в краевой администрации не объясняют, откуда взялись столь баснословные суммы.

Руководитель аналитической группы Меркатор Дмитрий Орешкин, комментируя «НИ» последнюю инициативу красноярских властей, отметил: «Смешна сама постановка вопроса: федеральный Центр должен выделить более 20 млрд., чтобы несколько субъектов Федерации слились в единое целое. Представьте только, что два американских штата захотят объединиться и попросят донорской помощи у Вашингтона. Это – нонсенс». По мнению г-на Орешкина, финансируя на первый взгляд выгодную для себя кампанию по укрупнению, Москва, сама того не ведая, закладывает мину под целостность государства в будущем: «Центр просто прикармливает административно-военную систему устройства власти, разрушая горизонтальные связи между субъектами Федерации». В итоге будет стерта грань между регионами-донорами и регионами-реципиентами. «Красноярск, естественно, заинтересован в том, чтобы под его контроль, как финансовый, так и политический, попали богатейший Таймыр и более благополучная, чем он сам, Эвенкия», – заключил Дмитрий Орешкин.

Аналогичной точки зрения придерживается бывший сопредседатель СПС Борис Немцов, сам в прошлом губернатор Нижегородской области. «Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО было целесообразным. Я также могу понять необходимость объединения, например, Корякского АО с Чукоткой», – отметил он. Однако, по его мнению, нецелесообразно присоединение «слабых» регионов к более экономически развитым. К тому же, по его словам, процесс укрупнения не способствует ликвидации бюрократических барьеров, а, напротив, усиливает их: «Добраться до губернатора огромного края будет гораздо сложнее».

А депутат Госдумы Сергей Глазьев, баллотировавшийся в губернаторы Красноярского края, среди прочих, выделил этнические факторы, сопровождающие объединительный процесс. По его мнению, объединение края и автономий с их историко-культурными традициями может неблагоприятно сказаться на жителях, входящих в единый субъект территорий. «Важным фактором политического объединения является гарантия сохранности идентичности каждого из народов», – заявил «НИ» депутат. Что касается самого факта предстоящего слияния, то, по его словам, «с точки зрения современного управления нет разницы, какое количество субъектов входят в Федерацию: 89 или 20». Ключевое значение, по словам политика, имеет политическая воля, которая бы искоренила бюрократические насыпи в каждом субъекте.


Опубликовано в номере «НИ» от 21 июня 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: