Главная / Газета 28 Апреля 2004 г. 00:00 / Политика

Кто кого переглядит

Михаил Фрадков и Дмитрий Козак не поделили административную реформу

КАХА КАХИАНИ, СЕРГЕЙ ТКАЧУК

После майских праздников Михаил Фрадков и Дмитрий Козак могут поменяться ролями в только что отстроенной вертикали власти. Именно ролями, а не должностями. По крайней мере сигналы, исходящие из Белого дома, свидетельствуют о таком повороте событий.

shadow
На днях руководитель аппарата правительства в ранге министра Дмитрий Козак пообещал, что никаких новых революционных изменений структуры правительства не будет. Однако признался, что «небольшое уточнение» все же должно произойти сразу после инаугурации президента и утверждения кандидатуры премьер-министра.

Напомним, что нынешняя структура правительства построена по принципу трех уровней. Первый – министерства, призванные устанавливать «правила игры». Второй – надзоры, которые следят за соблюдением установленных сверху правил. Третий – федеральные агентства, от имени правительства обслуживающие юридических лиц и население.

Очередное «ноу-хау» руководителя аппарата заключается в следующем. Дмитрий Козак, очевидно, почувствовав, что его модель структуры правительства не вполне работоспособна, предложил вывести из ведения профильных министерств в непрофильные те надзоры, которые следят за госструктурами. «Если надзоры следят за госструктурами, то контроль нужно выводить под другого министра», – подчеркнул он. Если же надзоры контролируют рыночные сферы экономики, то их, по словам высокого чиновника, трогать не следует.

Последнее предложение г-на Козака может внести еще большую путаницу в работу правительства. Надзоры и агентства не только не избавляются от опеки вышестоящих министерств, что и является целью административной реформы. Они еще и привносят дополнительный конфликт интересов. Вряд ли профильные министерства и их влиятельные руководители согласятся с передачей поднадзорных им госорганов в «чужие» руки. Словом, кто за кем должен надзирать, опять непонятно.

Неустоявшуюся позицию Дмитрия Козака умело использует Михаил Фрадков. Все это наводит на мысль, что премьер – опытнейший аппаратный игрок, хорошо улавливающий новые «импульсы» из президентской администрации. Впрочем, нельзя исключать и другой вариант. Фрадков настолько поверил в свои силы и возможности, что начал самостоятельную игру без санкции сверху.

Если это так, то эффективность кадровой политики администрации президента (до сих пор ее сильная сторона), как минимум вызывает сомнения. Дело в том, что наметившийся конфликт интересов между кремлевскими кадровиками и белодомовскими аппаратчиками грозит вылиться в крупный скандал с непредсказуемыми последствиями. И основными его фигурантами станут тогда Михаил Фрадков и Дмитрий Козак. Эксперты «Новых Известий» считают, что между двумя правительственными чинами уже возникло некое подобие «холодной войны», которая в перспективе вскроет пробелы в проводимой административной реформе.

Так, заведующий сектором административного права Центра политических исследований Института государства и права РАН Владимир Альхименко полагает, что оба чиновника пытаются насадить свои правила игры. «Каждый из них по-своему силен и полагается на собственные людские ресурсы. Пока более сильным игроком на белодомовской площадке проявил себя г-н Козак, – считает г-н Альхименко. – Однако сейчас созрели естественные предпосылки к укреплению позиций премьера. Г-н Фрадков – аппаратчик, который реально представляет, по каким принципам должен формироваться аппарат федеральных министерств».

По мнению эксперта, если конфликт интересов в ближайшее время не будет сглажен или высокие чины не подпишут «пакт об административном перемирии», то перманентное состояние вражды может скомпрометировать Кремль в контексте проводимой им кадровой политики. Впрочем, Владимир Альхименко уверен, что сам г-н Фрадков прекрасно осознает крепость тисков, в которые он оказался зажат. «Он понимает, что представители администрации президента при выборе начальников руководствовались принципом «сдерживающих двух», – объяснил он. – Такое правило применяется, когда на одной делянке находятся два самостоятельных политика. Один другого непременно должен уравновешивать».

Президент Института современной политики Владимир Лысенко, в целом разделяя такую оценку, в автономность действий премьера не верит. «Он не так самостоятелен, как кажется, потому что новые фигуры на шахматной доске нового кабинета появляются только с соизволения кремлевских кураторов, – заявил «НИ» эксперт. – Активная позиция Козака, обусловленная завершением формирования штата собственного аппарата, как раз и свидетельствует о слабости Фрадкова. Пока он – чисто технический премьер».

Более того, по данным г-на Лысенко, уже до инаугурации переизбранного президента председателю правительства дадут понять, что инициатива наказуема и что любое выступление и назначение обязательно нужно согласовывать с кремлевским оком на Краснопресненской – г-ном Козаком. «В противном случае руководитель правительственного аппарата просто подомнет премьера под себя, сделавшись его (Фрадкова) начальником», – завершил мысль политолог.

Посвященный же в тайны кремлевских «импульсов» эксперт Станислав Белковский, напротив, не склонен гиперболизировать конфликт. По его словам, временное напряжение в правительстве возникло потому, что г-н Фрадков, завершая организационный этап своей работы, ориентируется на оппонентов г-на Козака, что последнему очень не нравится. «Конфликт между премьером и руководителем аппарата автоматически становится конфликтом Фрадкова и Сечина, который курирует главу аппарата Белого дома, – заявил «НИ» г-н Белковский.

К чему в конечном итоге приведут противоречия двух «величин», сказать сложно, но не за горами инаугурация, а президент, помнится, пообещал отшлифовать правительственные функции к этой дате…



ЧЕМ КОМАНДУЕТ ДМИТРИЙ КОЗАК

Вчера Департамент правительственной информации официально сообщил, что премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о структуре аппарата правительства. Его руководитель будет иметь двух заместителей. Из существующих 23 департаментов, управлений и отделений в аппарате правительства остается 12 департаментов. Предельная численность помощников премьер-министра составит 15 человек, а всего в аппарате будет работать максимум 954 сотрудника. Таким образом, аппарат правительства сократится только на 20%, то есть на 240 человек. Заработная плата руководителя аппарата правительства составит 95 тыс. руб., его заместителей – 80 тыс. руб., директора департамента – 70–75 тыс. руб. в месяц.

Опубликовано в номере «НИ» от 28 апреля 2004 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

В «серой зоне»

Статус президентской администрации так и остается неопределенным

Коммунисты предложили уволить половину чиновников


«Кусачим» ценам скомандовали ФАС

Правительство предлагает объединить антимонопольное и тарифное ведомства

Операция «Госкорпорация»

Росатом и Олимпстрой превратят в публично-правовые компании, но их суть от этого не изменится

Глава Роструда ушел на пенсию, его сменил бывалый управленец


Деньги больше не любят счет

Госчиновникам запретят иметь зарубежные вклады

Алексей Саватюгин покинул Минфин


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: