Главная / Газета 5 Апреля 2004 г. 00:00 / Политика

Льгота для богатых

Прикрываясь заботой о малоимущих, обиженных «автогражданкой», депутаты лоббируют интересы отечественного автопрома

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО, ДМИТРИЙ АНТОНЕНКОВ, Москва–Екатеринбург

В распоряжении «Новых Известий» оказался проект поправок в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», подготовленный думской фракцией «Единая Россия». На бумаге депутаты предлагают ввести льготы для пенсионеров и инвалидов. Однако на деле большинство из них воспользоваться тими льготами не смогут.

«Автогражданка» так и не стала для водителей палочкой-выручалочкой во всех ситуациях.
«Автогражданка» так и не стала для водителей палочкой-выручалочкой во всех ситуациях.
shadow
Закон об «автогражданке» был одной из самых горячих тем прошлогодней думской кампании. В середине октября минувшего года депутаты даже приняли в первом чтении проект закона об отсрочке «автогражданки» на год. Но выборы прошли, страсти утихли, и в минувшую пятницу вопрос об отсрочке был тихо снят новой Думой с обсуждения. Однако закон «Об обязательном страховании...» все же будет исправлен. В распоряжении «Новых Известий» оказался проект поправок, подготовленных фракцией «Единая Россия». В ближайшее время их официально внесут в Госдуму. В принятии поправок сомневаться не приходится – у «партии власти» в парламенте конституционное большинство.

Итак, «единороссы» предлагают уменьшить минимальный срок страхования автомобиля с нынешних шести до трех месяцев. Это большой плюс для тех автовладельцев, которые используют свои машины лишь несколько раз в год, к примеру, для поездки на дачу за урожаем. В то же время о возможности застраховать ответственность только на день, неделю, месяц, то есть ровно на столько, сколько водитель предполагает ездить, как это принято в развитых странах, в поправках ничего не говорится. Много критики в адрес закона об «автогражданке» было сказано в связи с тем, что он не предусматривал никаких льгот пенсионерам и инвалидам, кроме тех, которые получили от государства машины бесплатно. Предложенные «единороссами» поправки вроде бы вводят 30-процентную льготу для инвалидов первой и второй групп и пенсионеров по старости, однако делают это в такой форме, что подавляющее большинство инвалидов и пенсионеров этой льготой воспользоваться не смогут. Потому что льгота будет только у тех инвалидов и пенсионеров, которые владеют отечественными автомобилями не старше 5 лет и не передают никому право на управление. И престарелые владельцы купленных еще в советское время «Жигулей» никаких льгот не получат. Равно как и владельцы «Запорожцев» – после распада СССР эта машина всерьез считается иномаркой. А новые «Жигули» или «Волга» пенсионерам явно не по карману.

Максимальную сумму выплат хотят повысить до 400 тыс. рублей, независимо от количества потерпевших. В действующей редакции закона на выплату в размере 400 тыс. рублей могли претендовать лишь несколько потерпевших, а максимальная сумма для одного потерпевшего была ограничена суммой в 280 тыс. рублей. Зато предполагается наказывать за сообщение при заключении договора страхования недостоверных сведений о себе и своем автомобиле. Но самый главный вопрос, вопрос о тарифах, вновь оставлен без внимания. Сейчас тарифы на «автогражданку» устанавливает правительство. Ряд депутатов, в том числе из фракции «Единая Россия», высказывались за то, чтобы передать тарифы в ведение Госдумы, так как обязательная страховка – это «налог на автовладельцев, а величину налогов в России устанавливает парламент». Однако предложение поддержано не было, и в поправках про тарифы ничего не говорится.

Монополия правительства на определение тарифов уже привела к злоупотреблениям. На минувшей неделе независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин обратился к генеральному прокурору России Владимиру Устинову с требованием заставить автостраховщиков отменить при досрочном расторжении договора ОСАГО удержание 23% от суммы уплаченных автовладельцем денег. Пункт об удержании 23% присутствует в методических рекомендациях Российского союза автостраховщиков (РСА). В результате при досрочном расторжении договора страховщики вычитали из стоимости страховки за неиспользованные месяцы вышеуказанные 23%, и автовладелец терял от 500 до 1,5 тыс. рублей. Однако в декабре прошлого года житель Екатеринбурга Владимир Селянин выиграл процесс против страховой фирмы «Уралрос» и доказал, что удержание этих процентов является незаконным, противоречит Гражданскому кодексу РФ. Теперь депутат Похмелкин хочет распространить решение екатеринбургского суда на всю страну, добиваясь исключения соответствующего пункта из методических рекомендаций РСА.

В комментарии «НИ» Виктор Похмелкин назвал предложенные «Единой Россией» изменения «косметическими» и направленными на то, чтобы «защитить интересы страховщиков и не допустить реальных улучшений закона для автомобилистов». Что касается сроков, то «страховку можно и нужно предоставлять даже на один день, как это делается во многих странах». Также, по мнению депутата, нынешние тарифы необоснованно завышены и базовая ставка должна составлять не более 400 рублей. Виктор Похмелкин подготовил свой вариант поправок в закон об «автогражданке», однако шансы на его принятие, в отличие от варианта «Единой России», очень невелики.


Опубликовано в номере «НИ» от 5 апреля 2004 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: