Главная / Газета 5 Декабря 2003 г. 00:00 / Политика

Политический лохотрон

Как партии пробивают себе дорогу в Госдуму

Николай РАЗУМОВСКИЙ

Как и в прошлые выборы, у части политического бомонда наблюдается откровенный зуд по поводу того, чтобы представить наших граждан-избирателей в качестве «лохов». Только лохотрон в данном случае политический. Понятно, что когда не хватает аргументов и фактов, в дело вступает «тяжелая артиллерия»: деньги и административный ресурс. На их основе варится идеологический бульон, который и пытаются скормить электорату.

Разночтения и двусмысленные формулировки в избирательном законодательстве используются в свою сторону. Да и как обидеть себя, любимых, если цена победы, а тем более поражения столь велики. Поэтому претенденты на власть и пускаются во все тяжкие, дабы не просто понравиться избирателю, а любым способом попытаться продавить свою позицию (впрочем, чаще отсутствие таковой).

Лидирует в политическом лохотроне «Единая Россия». Лозунг «Вместе с президентом выбирай «Единую Россию!», используется вкупе с мелодией гимна России, словно 25-й кадр пульсирует № в избирательном бюллетене в правом верхнем углу телеэкрана. В магазинах, прежде всего московских, уже и продавцы сидят с бейджиками: «Я голосую за «Единую Россию». Осталось только добавить: «оптом и в розницу».

Приход в свое время президента РФ на съезд «ЕР» и высказанная публичная поддержка данной партии была воспринята, видимо, как добро на тотальное овладение информационным пространством. Сегодня использование имени президента стало всеохватным и вряд ли «едроссы» уже каждый раз согласовывают с ВВП свои действия. Стоит ли после этого удивляться, что в представленных социологических опросах в Интернете, называя предвыборную рекламу «ЕР» самой заметной (еще бы – льется потоком с экранов ТВ и газетных полос), только треть респондентов оценили ее удачной. Выходит, деньги есть, и немалые, а с интеллектом беда.

Возникают вопросы и по поводу того, какая часть предвыборных денежных средств расходуется действительно как коммерческая, а какая идет за счет административного ресурса. Весьма вероятно, что большая часть предвыборных затрат «едроссов» – из бюджетного сундука, сформированного за счет наших налогов. В результате за наши же деньги пытаются нас же отзомбировать. И при этом пафосно заявляют, что отказались от теле- и радиодебатов, дабы не заниматься популизмом. Правда, остается открытым вопрос – ради чего тогда голосовали в Думе за подобное избирательное законодательство. Напрашивается вывод – в партии власти много высокопоставленных чиновников и нет по-настоящему профессиональных публичных политиков, которые смогли бы отстоять позицию партии в открытом диалоге перед многомиллионной аудиторией?

Хит сезона «Выборы-2003» – звонки на мобильные телефоны с рекламой все тех же «едроссов». Подарок сомнительный, если учитывать, что все звонки за счет клиента и без его разрешения. Равно, как и база данных на клиентов мобильных телефонов используется явно за рамками закона. Правда, из штаба «ЕР» стали открещиваться от мобильной акции, заявляя, что это проделки конкурентов. Но звучат эти заявления не очень убедительно, особенно если учитывать тот всеобщий энтузиазм, с которым чиновники всех мастей спешат угодить вождям «едроссов».

На втором месте по активности обработки избирателей –«Союз правых сил». Ни для кого не секрет (и это подтверждает ЦИК), что огромные ресурсы «правых», уже официально использованные в предвыборных баталиях, были брошены прежде всего на пропагандистскую кампанию.

Потоки рекламы РАО «ЕЭС России» обрушились на электорат, создавая благотворный фон для лидера «правых». При этом возникает немаловажный вопрос – а законна ли реклама предприятия в период предвыборной кампании, если руководитель компании находится в общефедеральном списке кандидатов? Ведь при этом и почтовые ящики граждан заваливают посланиями за подписью А.Б. Чубайса, но со штампиком «Липецкэнерго», «Волгоградэнерго» и т.д. Чем не использование административного ресурса, если учитывать, что РАО «ЕЭС России» – государственная компания? Чубайс же, получается, использует ее как свой личный предвыборный штаб.

В каждой рекламе – рассказ о том, что построены новые Бурейская и иные ГЭС. При этом все приписывается в заслугу менеджменту РАО ЕЭС. И ни слова о том, что все эти объекты возведены на деньги всех нас – россиян, щедро оплативших данные объекты из своего личного кармана.

Третье призовое место – за блоком «Родина». Глазьев и Рогозин в поднадоевшем телеролике без устали день и ночь распивают пиво. Одновременно на телеэкранах появился сериал под одноименным названием «Родина зовет» – странное совпадение. Осталось только выяснить – куда зовет. Пиво пить. Или родину выбирать.

На последнем заседании Госдумы любители пива предприняли попытку внести в повестку дня вопрос о снятии А.Б. Чубайса. Вспомнили о нем почему-то лишь сейчас, после далеко не первой кружки.

В воскресенье, 30 ноября, на протяжении длительного времени группа «Любэ» пела под флагом блока «Родины», рекламируя его на всю страну. А в конце появилась надпись, что программа организована «по заказу ОАО «Первый канал 2003»?! Складывается впечатление, что уже появились телеканалы отдельных партий. Вопреки выборному законодательству. И по желанию отдельных чиновников, поддерживающих такие партии.

Надежду внушает лишь то, что избиратель у нас мудрый, за последние годы научился без труда распознавать даже в самых лихих сюжетах банальные потуги политтехнологов. И уже давно не воспринимает всерьез прыжки и ужимки поп-звезд, лихо отрабатывающих очередную пиар-кампанию и зазывающих срочно полюбить каких-нибудь вождей. У мудрого избирателя действительно все еще есть выбор и есть хорошая возможность зафиксировать этот выбор на своем избирательном участке. Чтобы кто-то другой не сделал это за нас.


Опубликовано в номере «НИ» от 5 декабря 2003 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: