Posted 17 августа 2019,, 12:36

Published 17 августа 2019,, 12:36

Modified 7 марта, 15:43

Updated 7 марта, 15:43

17 августа 1972 года, накануне своего 35-летия, погиб Александр Вампилов

17 августа 1972 года, накануне своего 35-летия, погиб Александр Вампилов

17 августа 2019, 12:36
Погиб по чистой случайности, утонув в Байкале и не дожив двух дней до своего 35-летия. Родился Александр Вампилов в злом 1937 году в черемховском роддоме, а жил в райцентре Кутулик Иркутской области.

Марина Птушкина, филолог

Его родители были школьными учителями. Саше было всего полгода, когда арестовали и расстреляли его отца, бурятского интеллигента Валентина Вампилова. Мать осталась с четырьмя детьми, продолжала работать в школе, преподавала математику.

Саша Вампилов был одарён многими талантами: пел, играл на гитаре, работал журналистом. Он был филологом с университетским дипломом.

Из трёх родов литературы самый трудный - драма. Так считают знатоки. Да это ясно уже и по количеству первоклассных драматургов: их не так много - как, к примеру, поэтов или романистов.

Судьба положила Вампилову в колыбель именно этот дар - дар драматурга. Выдумать коллизию, раскрутить действие, добиться нарастания напряжения, сочинить отточенные, остроумные диалоги - всё получалось, всё срасталось в пьесах Вампилова.

После первой, ранней, ещё не очень "развернувшейся" пьесы "Прощание в июне", Александр быстро пошёл на взлёт и выдал три резко-оригинальные, абсолютно самобытные, совершенно не подражательные, - то есть вампиловские пьесы.

Это "Старший сын" (1965), "Утиная охота" (1968), "Прошлым летом в Чулимске" (1971).

Классическая триада русской драматургии – на долгие годы. Вампилова пока что никто не одолел.

Тем не менее у него была очень непростая творческая судьба. Его драматургия была столь нова, столь непохожа на советскую театральную традицию, что даже крупные режиссёры тех дней - Ефремов, Гончаров и прочие - не поняли его пьес, не взялись их ставить.

Пока в розовских и арбузовских пьесах боролись с мещанством, спорили о призвании и влюблялись, Вампилов выдал экзистенциального героя, абсолютно деидеологизированного, выясняющего отношения не с парткомом, а с вечными вопросами бытия.

Помню своё впечатление, когда в середине 70-х увидела в Вологде, на гастролях Иркутского драмтеатра постановку пьесы "Старший сын". Имени Вампилова я тогда даже не слышала. На афише указали, что драматург - лауреат премии Иркутского комсомола. Ну - думаю, всё ясно... Сейчас начнётся борьба безыдейных с идейными, приправленная комсомольской любовью. Я вышла из театра потрясённая, оглушенная. Как всё закручено, как небывало: в советских пьесах так не говорят, в такие ситуации не попадают…

Вампилова стали ставить в Прибалтике, в Восточной Европе, потом, уже после его гибели, вампиловская волна докатилась и до Москвы, и до Ленинграда…

В кино, на мой вкус, Вампилову повезло лишь однажды: в 1976 году Виталий Мельников поставил телефильм "Старший сын". Повторить свой успех в 1979 году Мельникову не удалось: фильм "Утиная охота" недотягивает до лучшей пьесы Вампилова - ни по силе воздействия, ни по глубине.

Лучшее, что я видела на сцене - постановка "Прошлым летом в Чулимске" в театре Ермоловой с Любшиным-Шамановым.

Худшее - мхатовская постановка "Утиной охоты" с очень модными тогда Хабенским и Пореченковым.

О, это была катастрофа. Создавалось впечатление, что режиссёр не объяснил им, про что надо играть. Почему-то запомнилось, что оба актёра сильно …потели. Передать же внутреннюю трагедию ранней старости, потухшей жизни, когда внешне ничего трагического не происходит, им не удалось.

Думаю, театр Вампилова ещё ждёт своих талантливых интерпретаторов. Ведь именно он, погибший так рано, продолжает традицию русского психологического театра. …И как же безумно жаль, что тем августовским днём Александр и Глеб поплыли в магазин в Листвянку! Пакулов только одно повторял: "Саню спасите. Это же Саня". Какой страшный парадокс: Глеб выжил потому что не умел плавать. Он уцепился за лодку и ждал спасителей. А Вампилов поплыл, и сердце разорвалось от переохлаждения в нескольких метрах от берега. В 35 лет.

Я люблю его афоризмы.

Вот несколько.

Он был горд, и из боязни, что с ним не поздороваются, не здоровался сам.

Загубить молодость в очередях.

Время нужно только для того, чтобы разлюбить. Полюбить - времени не надо.

Чем больше друзей, знакомых женщин, тем отчётливее становится одиночество.

Из природных способностей у него больше всего было развито чувство долга.

Замысел должен быть гениальным, писать надо , ориентируясь на шедевр, тогда получится сносный рассказ.

Виноватыми всегда бывают нелюбимые.

За короткое время, отпущенное ему, он успел написать 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Интересно, что ни в одном его произведении ни разу не употребляются слова «социализм», «коммунизм», «капитализм», «Ленин», «партия» и т. п. А ведь без них тогда не обходилась почти ни одна пьеса: даже у талантливых драматургов. И – никакой борьбы «хорошего с лучшим»: Вампилов писал о человеке, а не о «трудящемся». То есть не о «социальной единице», винтике общества, а о драме непонимания, одиночества, холоде небытия.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Его пьесы до сих пор актуальны, ибо он имел дело с человеческими чувствами и проблемами, писал о человеке - без привязки, как уже было сказано, к политической конъюнктуре момента.

В ведь человек меняется медленно. Если вообще меняется.

"