Posted 16 апреля, 10:39

Published 16 апреля, 10:39

Modified 16 апреля, 10:41

Updated 16 апреля, 10:41

Число электросамокатов в России будет только расти

Госдума взялась за проблему безопасности электросамокатов

16 апреля 2024, 10:39
Фото: 1MI
Число электросамокатов в России будет только расти
Российские депутаты и руководство кикшеринговых компаний предлагают самые радикальные и, порой, сомнительные меры для снижения числа инцидентов с участием электросамокатов.
Сюжет
Авария

Иван Зубов

Новый сезон проката электросамокатов и велосипедов был открыт в Москве еще 26 марта, но этот бизнес до сих пор не отрегулирован законодательно. Не секрет, что электросамокатички вызывают множество отрицательных эмоций и у пешеходов, и у водителей.

Дети скорости не ощущают

Дети и подростки в возрасте от 7 до 14 лет имеют право передвигаться на электросамокатах, не выезжая на проезжую часть, а подростки старше 14 лет имеют право ездить по обочине или краю проезжей части.

И тем не менее, инцидентов с детьми на самокатах меньше не становится: с начала сезона московские пользователи сервисов проката электросамокатов Urent и Whoosh получили уже 12 тысяч штрафов за различные нарушения, в том числе, и за нарушения правил дорожного движения.

Данные же МВД за прошлый год свидетельствуют, что число аварий с участием СИМ (средства индивидуальной мобильности) выросло по сравнению с 2022 годом более чем втрое — с 941 до 3,1 тысячи. При этом 43 человека погибли, и 3177 получили ранения. И что самое главное: пострадали 919 детей в возрасте до 16 лет.

Как объясняет зампред Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный: «Ребенок не чувствует скорость. Он может растеряться, испугаться, случайно нажать рычаг, а 20 км/ч — это все же не шутки. Лошадь развивает такую же скорость. Разве придет в голову родителям посадить своего ребенка, не достигшего совершеннолетия и не прошедшего обучение, без присмотра на коня? А на электросамокате — отпускают».

Эта проблема стоит уже давно, и меры предлагались самые разные, в частности, ограничить скорость 25 км/ч, а само движение СИМ, регулировать специальными дорожными знаками.

Персональные данные опять под угрозой

За дело взялась уже Госдума, которая предлагают ввести ответственность не только для самих самокатчиков, но и для кикшеринговых компаний, которые сдают электросамокаты в прокат.

Спикер Вячеслав Володин написал об этом в своем блоге: «Компании, предоставляющие услуги электропроката, также должны нести ответственность. У них сегодня есть возможность пойти по пути саморегулирования. Им необходимо сделать всё, чтобы пользователи соблюдали ПДД, а жертв на дорогах не было».

Кроме того, депутаты предлагают разрешить регистрацию в приложениях только по паспорту или водительским правам, чтобы исключить доступ к этой услуге несовершеннолетних.

На эту инициативу российские кикшеринговые компании отреагировали быстро, они заявили, что для того, чтобы дети не пользовались их услугой, им неплохо было бы получать данные о банковских картах своих пользователей.

Но тут возникает весьма щекотливая, но при этом и весьма распространенная в России проблема: персональные данные граждан страны вновь попадают фактически в открытый доступ.

Впрочем, операторы уже предпринимают кое-какие меры для исправления ситуации. К примеру, они начали использовать технологию «Антитандем», которая определяет, когда на электросамокате едут более, чем один человек. В этом случае, технику будут замедлять, а клиентов штрафовать и блокировать. Кроме того, эти нарушения помогут выявить и «умные камеры».

Скоро в стране будет полмиллиарда электросамокатов!

Но и это еще не все: сами же кикшеринговые компании, которые просят доступ к банковским картам, признаются, что, как правило, управление электросамокатом детям передают их родители или старшие товарищи.

Вот, что сказал по этому поводу представитель кикшеринговой компании Whoosh: «При выявлении таких нарушений аккаунт блокируем навсегда. В будущем рассматриваем интеграции с банковскими сервисами, чтобы дополнительно выявлять возраст пользователя. Если карта принадлежит несовершеннолетнему, он не сможет пройти регистрацию, а уже зарегистрированных детей будем отключать и блокировать».

Пока же число электросамокатов в России растет стремительно: по данным Ассоциации микромобильности, в прошлом году кикшеринговые компании увеличили свой «флот» по сравнению с 2022 годом на 73% — до 332,4 тысяч СИМ. Ими воспользовался 21 миллион человек (+35%), совершив 211,7 миллиона поездок (+ 100%). Разумеется, растет и выручка: за 2023 год три главных игрока на этом рынке (они владеют 96,7% СИМ) — Whoosh, Юрент и Яндекс — заработали 22,3 миллиарда рублей (+ 67,5%).

Ожидается, что через два года они будут владеть уже 500 миллионами СИМ, а выручка вырастет до 35-48 миллиардов рублей.

"