Posted 15 апреля, 15:48

Published 15 апреля, 15:48

Modified 15 апреля, 15:50

Updated 15 апреля, 15:50

Виноваты гены: почему одни люди страдают от похмелья, а другие нет

Ученые выяснили, почему одни люди страдают на утро от похмелья, а другие нет

15 апреля 2024, 15:48
Фото: 1MI
Виноваты гены: почему одни люди страдают от похмелья, а другие нет
Почему одни пьют алкоголь стопками и не пьянеют, а для других даже глоток шампанского обернется мигренью на следующий день? Ученые установили, что все дело в генах. А еще в возрасте и лишнем весе. Рассказываем, кто может выпить без последствий, а для кого даже один бокал станет в тягость.

Оксана Самойленко

Исследование проводили ученые из Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Диего. Они изучили данные свыше трех миллионов человек, которые им предоставила генетическая компания 23andMe. Компания изучает предрасположенность людей к тем или иным заболеваниям.

Ученые решили посмотреть, как индивидуальные особенности усвоения алкоголя у людей сказывается на риске возникновения алкоголизма и других проблем со здоровьем.

Основными ферментами, ответственными за метаболизм алкоголя, являются алкогольдегидрогеназы и альдегиддегидрогеназы.

«Некоторые люди имеют определенные однонуклеотидные полиморфизмы генов алкогольдегидрогеназы 1B и 1C, которые изменяют свою аминокислотную последовательность таким образом, что они быстрее метаболизируют алкоголь до ацетальдегида. Аналогично, с превращением ацетальдегида в ацетат», — говорится в исследовании.

В обоих случаях в организме человека происходит концентрация ацетальдегида — токсического вещества. Ученые предположили, что такая особенность будет связана со снижением потребления алкоголя.

Ученые решили подробно изучить три защитных варианта генов, отвечающих за продуцирование фермента метаболизма этанола.

Анализ этих данных показал, что у некоторых людей есть определенный набор генов, способствующих ускорению расщепления этанола. Условно, назовем его «иммунитетом к алкоголю» — состоянием, при котором сколько бы человек не выпил спиртного, организм быстро справится с любым количеством.

В организме этих людей быстрее вырабатываются ферменты, необходимые для расщепления алкоголя. Если этих ферментов недостаточно, то в организме человека накапливается ацетальдегид — то самое органическое соединение, которое приводит к интоксикации организма и болезненному похмельному состоянию.

Так вот из 3 млн человек такие гены обнаружили лишь у 268 человек. Эти люди в среднем оказались более здоровыми. Они меньше уставали, реже были в депрессии, реже страдали от сердечно-сосудистых заболеваний, не храпели, но при этом чаще курили и были более склонны к заеданию своих проблем. Также ученые обнаружили у них повышенный риск развития рака кожи и легких.

Ученые пришли к выводу, что коррекция генов, отвечающих за снижение потребления алкоголя, в перспективе может стать «многообещающей терапевтической мишенью» для профилактики целого ряда других заболеваний.

Результаты исследования были опубликованы в научном журнале EBioMedicine.