Главная / Культура / 18 Февраля 2014 г. 10:16

В Сочи проходит Культурная Олимпиада

В разгар ОИ в Сочи состоялся VII фестиваль Юрия Башмета

В этом году Зимний Фестиваль искусств стал главным событием финала Культурной олимпиады. Фестиваль проходит уже в седьмой раз, и арт-директор Юрий Башмет утверждает, что это все только начало. Олимпийские и Параолимпийские игры покинут город Сочи, а фестиваль должен стать долговременным проектом и одним из сочинских брэндов.

Брайан Линч на VII фестивале Башмета. Фото: Алексея Молчановского
Брайан Линч на VII фестивале Башмета. Фото: Алексея Молчановского
shadow
Музыка в этом году, как сказали бы американцы, challenge – сложная задача. Для слушателей помимо театральных проектов с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым, помимо вездесущих Игоря Бутмана и Нино Катамадзе играли и современный академический авангард (Петерис Васкс для органа), и креативный джаз.

Честно признаться, джаз на Культурной олимпиаде, явление неожиданное. Тем более приезд квартета Брайана Линча. Безусловно, это любопытный коллектив, ведомый отменным трубачом с гигантским опытом. Брайан играл в Jazz Messengers, а это — пропуск в «джазовую вечность». Также он работал с Эдди Палмиери, и за запись с ним получил «Грэмми». Но это все, опять-таки, штуки, которые интересуют джазфенов (не говоря уже о том, что к «Грэмми» у нас отношение настороженное, не доверяем мы тенденциозности тамошних отборщиков). Сейчас же, в сольном проекте, Линч играет нечто, что можно описать как «современный креативный пост-боп». Это не авангард, это тональная музыка с четкой структурой. Полистиличная. Умная. И совершенно не заигрывающая со слушателем. Поэтому многие сочинцы и гости Олимпиады, пришедшие в красивый Зимний театр «на джаз», с первых тактов примерзли к своим креслам. Некоторые ушли. Но половина публики все-таки распробовала и посмаковала все эти модальные штучки, исполняемые с холодным блеском на высокой скорости. Группа, надо сказать, никакой попсы не предложила: ни стандартов, ни модных ныне рок- и поп-каверов. Только свое. Большая часть программы — материал, написанный Линчем или пианистом, молодым и ярким Эмметом Коэном.

В общем, не очень подходящая музыка в не очень подходящее время сработала гораздо лучше, чем могла бы. Тоже ведь спортивное достижение, в каком-то смысле.

Музыкант Брайан Линч: «Я тоже олимпиец!»

Корреспондент «НИ» побеседовал с Брайаном Линчем о спорте и важности советского музыкального образования.

Брайан Линч. Фото: Алексей Молчановский
shadow

- Ваш концерт проходил во время хоккейного матча Россия-США. Не жалеете?

- Да нет, я не болельщик. Никогда особенно спортом не интересовался. Хотя мне очень нравится подход спортсменов к своему делу: тренироваться изо всех сил, чтобы показывать высшие достижения. Я, в общем, музыкой именно так всегда и занимался. Так что я тоже олимпиец, в каком-то смысле (смеется).

- Вы, наверное, впервые в Сочи?

- Да. Но в России я уже бывал, в Санкт-Петербурге. И в Советстком Союзе: в составе коллектива Арта Блейки играл в Грузии, это было в 1989 году. Там был огромный фестиваль просто первоклассного джаза: Сан Ра, Лес Маккейн, мы, еще масса музыкантов... Очень круто было!

- Здешние люди любят что-то более популярное, латино, вокальный джаз... Почему именно вас пригласили?

- Это просто спонсорские и политические моменты. Я — эндорсер (официальный артист, — «НИ») фирмы Yamaha, играю на их серийной трубе уже лет десять. Мне в свое время великий человек Фил Фудс порекламировал духовые «Ямахи». Я попробовал — мне понравилось. Так что теперь я уже всем знакомым музыкантам рекламирую их трубы (смеется). Компания хочет развивать бизнес России, так что заинтересованы в организации концертов и мастер-классов своих эндорсеров. Иначе когда бы я сюда попал? Может быть, никогда. Плюс еще американское посольство посодействовало.

- Вы дали мастер-класс, у вас вообще обширная преподавательская практика...

- Да, я преподаю давно. Кстати, не только джазовую трубу. Но и вообще современные приемы игры. Я, кстати, уверен, что всем трубачам надо изучать джаз. Если ты научился играть джаз — то потом сможешь легко играть поп, рок, фанк... Что угодно!

- Вы сами записывались с поп-звездами...

- Да, с Принсом в частности. В начале 1990-х. Но это не самоцель. Мне хотелось развивать свой проект, свою звукозаписывающую компанию. Это не доходное дело совершенно, но я свободен в творчестве.

- Ну, это понятно. А с деньгами как?

- Да никак (смеется). Но это не проблема: я когда записывался с поп-артистами и джазовыми звездами тоже не очень много зарабатывал, мягко говоря. Рекорд-бизнес для джазменов никогда не был доходным делом, так что из-за кризиса рекорд-индустрии мы ничего не потеряли!

- У вас в группе — контрабасист Борис Козлов, который приехал из СССР в Штаты и там состоялся. Почему он так востребован?

- Он очень, очень хорош (смеется). Он просто один из топовых басистов мирового джаза сегодня, вот и все. К тому же я очень хорошо отношусь к русским джазменам. Алекс-Саша Сипягин, трубач, мой друг. Знаете его, наверное. Он давно в Нью-Йорке, имя себе уже сделал, как и Борис, а есть совсем новые и молодые. Альт-саксофонист Дмитрий Баевский — очень хороший! И еще есть несколько человек из России.

- Откуда такое нашествие русских людей в американский джаз?

- Все естественно: у русских такое мощное культурное наследие, что музыкант, какой бы стиль или жанр он ни выбрал, добивается высших результатов.

- Мне в последнее время видится такая очень здоровая тенденция: сперва музыкант получает в России классическое образование, потом едет в Америку поучится в Беркли или просто поиграть, в результате получается какой-то совсем особый стиль и особое качество музыки.

- Разумеется. Хотя бы потому, что классическое образование очень полезно. Это мощный фундамент. Да что говорить: я сам учился у классических оркестровых музыкантов, не у джазменов. И, кстати, я иногда играю в трио с Борисом Козловым и кубинцем по имени Дафнис Приэто, это такой превосходный барабанщик. И у кубинца, и у русского высокий уровень, потому что их школы похожи: на Кубе преподавали либо русские, либо преподаватели, обучавшиеся в Советском Союзе. В 1970-1980 годы там было много русских преподавателей, по фортепиано особенно... Смесь этих культур дает потрясающий результат.

Беседовал Александр Беляев, Сочи


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: