Главная / Культура / 16 Февраля 2014 г. 21:34

В Берлине завершился международный кинофестиваль

С Берлинале пришла радостная новость: анимационный фильм Леонида Шмелькова «Мой личный лось» удостоен Спецприза программы Generation Kplus как лучшая короткометражная работа.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма "Мой личный лось"
shadow
Главный сюжет нынешнего фестиваля строился вокруг темы детства: мальчики, а иногда девочки были героями многих фильмов большого конкурса, на глазах взрослея и пытаясь адаптироваться в непростом взрослом мире. А параллельно главному проходил другой фестиваль, под названием Generation, целиком посвященный этому поколению, входящему в большую жизнь. И это вовсе не выглядело периферией фестиваля. Для показов Generation было предоставлено несколько престижных кинотеатров, в том числе отреставрированный Цоо-Палас, где с 1957 до 1999 годы проходили главные берлинские премьеры и где перед публикой представали звезды ранга Софии Лорен, Грегори Пека и Дастина Хоффмана. Теперь это здание в дневные часы почти целиком отдано юной аудитории, которая с удовольствием смотрит кино о своих сверстниках. К слову сказать, на Берлинале в этом году было продано рекордное количество билетов – 300 тыс., и это не считая огромного количества аккредитованных гостей: и они, и местные зрители заполняли все фестивальные залы до отказа.

Что же увидели и что отметили как лучшее те, кто пришли на программу Generation? Детское жюри, сформированное из юных зрителей, наградило призом «Хрустальный медведь» индийскую картину «Форт» режиссера Авинаша Аруна. Как и многие фильмы Берлинале, этот тоже рассказывает о трудном взрослении мальчика. После смерти отца он переезжает с матерью в деревню, где совсем иной уклад жизни, чем в большом городе, и гораздо сильнее связь с природой. И люди, и даже школьные сверстники героя другие: он должен научиться жить среди них и завоевать их уважение. Эта поэтическая картина, в которой погода и пейзаж играют не меньшую роль, чем сюжет и человеческие отношения, удостоена также специального упоминания международного жюри конкурса Generation.

Главную награду это профессиональное жюри присудило фильму «Естественные науки» аргентинца Матиаса Луккези. И тут действие происходит в деревне, окруженной горами. Перед четырнадцатилетней героиней встает трудно решаемая задача – найти отца, о котором почти ничего неизвестно. Девочка живет этой мечтой, которая скрашивает одиночество и пробуждает на ее печальном лице прекрасную улыбку.

А по конкурсу короткометражных работ жюри отметило как лучший фильм Леонида Шмелькова «Мой личный лось». Ему достался Специальный приз в сопровождении 2500 евро, выделенных Немецкой синематекой. Это образец поэтической анимации, традиция которой так сильна в нашей стране и которая никак не укладывается в рамки «детского кино». Образный ряд «Лося» достаточно сложен, требует определенной зрительской культуры для его прочтения, но, похоже, в Берлине этой культуры не занимать. Тематически же фильм о мальчике, который мечтает увидеть живого лося и испытывает одиночество в прагматичном мире взрослых, прекрасно вписался в сюжет фестиваля.

Тем не менее удивляет, что отборщики Берлинале не нашли в этому году ни одного полнометражного российского фильма для участия в фестивале. А они были – хотя бы «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой или «Еще один год» Оксаны Бычковой. Но оба ушли в Роттердам, поскольку Берлин не проявил настойчивости и не сделал им достойных предложений. Справедливости ради следует сказать и о вине российской стороны. Немцы в течение десяти лет вели целенаправленную работу по формированию института немецко-российских копродукций (а именно копродукции с Германией образуют основу берлинского конкурса). В конце концов это произошло, и стали видны первые результаты. Но тут случилась очередная бюрократическая реорганизация, международная деятельность Фонда кино была закрыта, недавно возникшая Российско-немецкая киноакадемия фактически ликвидирована. Министерство культуры отказалось финансировать самый важный совместный проект – фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», его сценарий подвергся цензуре «исторических экспертов». Все это привело к кризису доверия со стороны немцев. В дни фестиваля вышла статься в журнале The Hollywood Reporter, целиком посвященная этому конфликту.

Как известно, свято место пусто не бывает. Отсутствующее в Берлине российское кино компенсировали картины из Грузии, Эстонии и Казахстана. Одной из самых интересных стала «Нагима» Жанны Иссабаевой – история детдомовской девушки, оказавшейся лишней в этом мире. Дважды брошенная матерью, она крадет из роддома ребенка умершей подруги и пытается пригреть сироту, но финал этих судорожных попыток запредельно трагичен. Смелое, радикальное кино, не боящееся говорить правду о современном постсоветском обществе, а в кинематографическом смысле наследующее традиции Робера Брессона и других великих гуманистов.

Елена Плахова, Берлин


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: