Главная / Происшествия / 10 Августа 2011 г. 14:32

Истинные причины затопления «Булгарии» умалчиваются

5 августа Следственный комитет объявил, что к крушению теплохода «Булгария», в результате которого погибли 122 человека, привело «непригодное техническое состояние судна, в частности неисправность двигателя, систем радиооповещения, недостаток средств спасения, а также перегрузка», - сообщает «Московский комсомолец». Однако в тот же день был составлен акт внеочередного освидетельствования «Булгарии», проведенного в доке ремонтной базы флота имени Куйбышева. Информация в акте противоречит заключению СК. Текст акта попал к журналистам «МК» через анонимный источник. Этот же человек пояснил журналистам, почему правда умалчивается.

В акте говорится, что в обшивке судна обнаружены четыре пробоины, полученные во время эксплуатации теплохода. Они никоим образом не связаны с повреждениями от подъема «Булгарии» со дна водохранилища. Именно эти пробоины объясняют, почему судно затонуло так стремительно.

В документе конкретно указано: «С 51 по 86 шпангоуты имеется гофрировка скулового пояса с разрывами: на 80 шп. размером 10 на 10 мм, 83 шп. размером 50 на 80 мм, 85 шп. размером 10 на 20 мм, 86 шп. размером 10 на 10 мм. По характеру повреждений можно сделать вывод, что они получены при движении судна на задний ход. Места повреждений расположены в районе топливного танка основного запаса топлива. Эти повреждения являются эксплуатационными, которые привели к затоплению танка и получению судном дополнительного кренящего момента на правый борт...» О том, что теплоход шел с креном, говорили и выжившие пассажиры.

Собеседник «МК» пояснил, что есть понятие непотопляемости, то есть все суда конструируются с таким расчетом, что сохраняют плавучесть даже если затоплены две трети отсеков. А здесь же получается, что судно набрало такое огромное количество воды, что для затопления было достаточно поворота влево и резкого порыва ветра: «Сквозь эти отверстия (а если суммировать показатели, то площадь получается существенной — порядка 50–55 кв. см) вода начала поступать в топливную цистерну, а уж оттуда вытекать в площадь машинного отделения и распределяться под сланями. Таким образом, судно шло не только с креном, но и с увеличенной осадкой. В этом случае достаточно было маневра отворота влево и воздействия шквалистого ветра, чтобы судно стремительно легло на правый борт». Капитан, скорее всего, узнал о плачевном состоянии теплохода слишком поздно, когда судно было уже обречено. Он сделал попытку посадить теплоход на мель, но осуществить этот план не удалось.

Пробоины «Булгария» могла получить во время маневра задним ходом, который она совершила, скорее всего, в Болгарах. По некоторым данным, неподалеку от причала есть подводные препятствия. Видимо, в момент маневрирования теплоход уперся в препятствие, что и вызвало гофрировку, а затем и пробоины. Возможность получения пробоин в прошлые рейсы исключена, иначе судно затонуло бы раньше.

Анонимный источник подытожил, что технические неисправности теплохода могли быть лишь косвенной причиной трагедии. Сами по себе они не привели бы к затоплению «Булгарии», тем более такому быстрому.

Это не снимает вину ни с Ивашова, ни с Инякиной, которые сейчас находятся под арестом: «Были технические проблемы с двигателем, была неукомплектованность спассредствами. Ивашов же… выдал неполный пакет документов. Имелись и другие нарушения. Кроме того, Светлана Инякина вышла в навигацию, не имея лицензии на перевозку пассажиров». Также виноватым в трагедии может быть экипаж, который обязан был во время движения производить замеры уровня воды в танках, уровня подсланевых вод. Обычно это делают каждые 4 часа. Но, возможно, команда просто не успела это сделать из-за короткого промежутка времени между получением повреждений и моментом трагедии.

Раньше перед выходом в рейс судовладелец обязан был предъявить судно органам надзора для детального осмотра. Кроме этого проверялись дипломы командирского и рядового состава, слаженность их действий в борьбе за живучесть судна в случае ЧП. Потом же эти правила отменил Минтранс. «Теперь узнать об эксплуатации судна контролирующие органы могут лишь в том случае, если оно попадет под проверку инспектора. Но поймите: судно может проходить полнавигации, но так и не попасться на глаза инспектору. Сейчас надзорные органы снабжаются очень плохо: по моей информации, за всю навигацию им ни разу не было выделено топлива, катера стоят на берегу. Выход же данного судна в рейс, как стало известно после крушения, сознательно проводился в выходные дни, когда контроль осуществлялся лишь дежурным инспектором на телефоне в отделах, удаленных от речного порта», - сообщил собеседник «МК». Он добавил, что умалчивание настоящей причины затопления судна может быть выгодно высокопоставленным чиновникам: сейчас виновные уже объявлены, они понесут наказание, дело будет закрыто. А если детали всплывут на поверхность, то встанет вопрос о глобальных нарушениях на речном флоте, и тогда «полетят головы» руководителей ведомств.

«Ни проблемы с двигателем, ни отсутствие средств спасения, ни перегрузка не могли привести к трагедии. Люди должны знать, что «Булгария» затонула именно из-за пробоин. Почему официальные органы умалчивают об этом, я сказать не могу, но догадываюсь», - подытожил собеседник журналистов.

Также поступила информация от директора Средне-Волжского филиала Российского речного регистра, эксперт которого принимал участие в освидетельствовании «Булгарии». «О результатах освидетельствования я знаю только из беседы с нашим экспертом. Он сказал, что действительно обнаружены небольшие пробоины, которые носят эксплуатационный характер», - сообщил директор филиала.

Напомним, что теплоход «Булгария» затонул месяц назад, 10 июля, при осуществлении двухдневного тура по маршруту Казань-Болгар-Казань. В результате катастрофы погибли 122 человека.

В.




Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: