Главная / Культура / 23 Апреля 2011 г. 17:00

Благодатный огонь сошел

Благодатный огонь, который считается одним из чудес православного христианства, сошел в субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме, передает РИА Новости.

Огонь возгорелся чудесным образом в кувуклии - часовне внутри храма, над каменным ложем, на котором покоилось в Великую субботу погребенное Тело Христа. Благодатный огонь появился в ответ на молитвы патриарха Иерусалимского Феофила и тысяч паломников, собравшихся в этот день в храме Гроба Господня и на прилегающих к нему улицах.

По традиции, все свечи и светильники в храме были потушены заранее. Патриарх Иерусалимский Феофил находился в кувуклии один, без каких-либо подручных средств для получения огня. После того, как чудо схождения огня произошло, патриарх Феофил передал Благодатный огонь находящимся у кувуклии верующим.

Частицу божественного огня получила и делегация Фонда Андрея Первозванного, которая доставит его спецрейсом из Иерусалима в Москву, в храм Христа Спасителя - к ночному пасхальному богослужению патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Храм Гроба Господня был построен в IV столетии нашей эры на месте, где завершился земной путь Иисуса Христа. Сегодня храм делят несколько христианских церквей. Большая часть святынь принадлежит Иерусалимской православной церкви, есть также армянский, коптский, сирийский и францисканский приделы. Самым священным местом храма считается кувуклия - часовня над Гробом Господним. В ней находится каменное ложе, где покоилось тело Спасителя после распятия и до Его чудесного Воскресения. Считается, что именно здесь и появляется Благодатный огонь.

До сих пор схождение Благодатного огня не было объяснено с научной точки зрения, и его появление в храме Гроба Господня по-прежнему воспринимается многими как чудо. Христиане верят в божественное происхождение огня и в то, что он возгорается по молитвам паломников и православного патриарха.

Церемония получения Благодатного огня называется литанией и состоит из целого ряда ритуалов, среди которых - проверка кувуклии на наличие источников огня и опечатывание входа в часовню большой восковой печатью.

Непременными участниками церемонии являются представители армянского, коптского и сирийского духовенства, которые появляются в сопровождении каввасов - стражников в турецкой форме, которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских процессий. По обычаю каввасы во время прохода сквозь толпу стучат специальными посохами о каменные плиты храма. В действе также участвует и арабская православная молодежь, которая врывается в храм, сидя на плечах друг у друга, с криками и барабанным боем. Возгласы арабской молодежи - это молитвы, в которых они просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что такое несдержанное, но чистосердечное обращение также угодно Богу. Шум толпы, выкрики арабской православной молодежи и стук посохов каввасов создает в храме незабываемую атмосферу ритуального праздника.

В полдень начинается Крестный ход от Иерусалимской патриархии до входа в кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь и 33 свечи, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. По многовековому обычаю, Иерусалимский патриарх входит в часовню в одном полотняном подряснике. Это делается для того, чтобы все присутствующие смогли убедиться, что он не проносит с собой ни спички, ни зажигалки, ни любые другие предметы для добывания огня. После того, как патриарх входит в кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного огня. Оно может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В это время находящиеся в храме верующие также молятся о схождении Святого огня и каются в своих грехах. По преданию, если Благодатный огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а собравшиеся в храме погибнут.

Очевидцы свидетельствуют, что через какое-то время после захода патриарха в кувуклию в храме начинают происходить необъяснимые явления: возникают всполохи голубоватого цвета, которые могут вспыхивать в любом направлении, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света. Вскоре в кувуклии возгорается Благодатный огонь - и патриарх Иерусалимский передает его верующим, которые держат в руках большие праздничные свечи. Нередко лампады и свечи в руках собравшихся в храме загораются сами собой. В первые минуты Благодатный огонь совершенно не обжигает, так что многие верующие умываются огнем.

Свидетельство XX века

Ныне здравствующий (2010) Гавриил (Стеблюченко), архиепископ Благовещенский и Тындинский с 20 января 1967 года по 15 августа 1968 года был секретарем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в сане иеродиакона:

« — Вы видели, как сходит Пасхальный огонь?

— Да, я видел два раза. Тогда еще был жив архиепископ Антоний (Завгородний)[11]. И когда в Великую Субботу Патриарх вышел с Благодатным огнем, мы не стали от него зажигать, а быстро, вместе с владыкой Антонием, нырнули в кувуклию Гроба Господня. Один грек забежал, владыка и я, и мы увидели в Гробе Господнем синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жег, но потом уже приобретал силу, и мы зажигали свечи.

— Огонь прямо на этом камне горит?

— На камне, и все лампады горят, и весь камень покрыт огнем… — Это надо видеть! Я тоже, если бы не видел, сомневался. Но я увидел сам, горит огонь, и мы умываемся. Сплошной камень, мрамор, и весь покрыт огнем. Ни копоти нет, ничего, просто горит огонь и все».

— Алексей Сагань «Беседа с епископом Благовещенским Гавриилом. Святая земля, Благодатный огонь»


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: