Главная / Экономика / 15 Октября 2009 г. 11:05

Государство фактически похоронило АвтоВАЗ

shadow
Как считают представители Министерства промышленности и торговли РФ, ОАО «АвтоВАЗ» де-факто является банкротом и тратить на него деньги для государства бесполезно. Партнерство с «Рено» АвтоВАЗу также не поможет. Спасти ситуацию можно, если только сократить половину сотрудников автогиганта, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо заместителя главы Минпромторга Андрея Дементьева в аппарат правительства, которое оказалось в распоряжении издания.

Дементьев проанализировал текущую ситуацию на АвтоВАЗе по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова.

АвтоВАЗ рассчитывает на помощь в объеме до 70 миллиардов рублей. Но чиновники ведомства уверены, что эти деньги государство потратит впустую.

Кроме того, прозвучала критика в адрес французского концерна «Рено». Он не обеспечивает потребности завода в новых моделях.

Минпромторг также настаивает на масштабном сокращении рабочих АвтоВАЗа. Отмечается, что хранение текущей численности персонала завода (100 тысяч человек) рассчитано на выпуск 660 тысяч автомобилей в год (за 9 месяцев продано 269,5 тысяч) и ее сохранение приведет к необратимому ухудшению финансового состояния и поставит под сомнение возможность предприятия продолжать свою производственную деятельность.

Как считают специалисты ведомства, целевой показатель численности сотрудников завода — 55 тысяч человек. До сих пор на АвтоВАЗе говорили о намерении сократить только 27,6 тысячи, но и эта цифра показалась Игорю Шувалову и Минздравсоцразвития завышенной.

В итоге Дементьев делает вывод, что выделять АвтоВАЗу в его нынешнем виде госфинансирование бесполезно. Он напоминает, что менеджмент завода просит у государства капитализировать его долг на 60 миллиардов рублей, но без «использования механизма защиты от кредиторов» меры господдержки могут оказаться «неэффективными», делает заключение заместитель министра.

На 1 января 2010 года долговая нагрузка «АвтоВАЗа» составит 76,3 миллиарда рублей без учета долга 9,76 миллиарда рублей перед поставщиками, такой прогноз сделали ранее аналитики Министерства промышленности и торговли. Новый бизнес план «АвтоВАЗа» подразумевал капитализацию кредиторской задолженности в объеме не менее 60 миллиардов рублей через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком. По мнению ВЭБа, капитализация долга АвтоВАЗа — последний из имеющихся инструментов выхода из долгового кризиса. ВЭБ настаивает на коммерческой реструктуризации долгов на максимальную сумму, допустимую финансовыми показателями предприятия, а оставшаяся часть может быть капитализирована при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета.

Письмо замглавы Минпромторга — первое официальное признание того, что помощь из бюджета не спасет АвтоВАЗ. Раньше об этом говорили лишь аналитики. В свою очередь, Внешэкономбанк как пишут «Ведомости», предложил правительству решать проблемы долга «АвтоВАЗа» с помощью ВТБ и Сбербанка.

Чистый убыток компании «АвтоВАЗ» за I полугодие 2009 года достиг 19,6 миллиарда рублей. За тот же период прошлого года он составлял 2 миллиарда рублей. Такие данные приводятся в опубликованном отчете компании. Общая сумма выручки за это же время снизилась на 45 миллиардов рублей и составила 53 миллиарда, что обусловлено снижением спроса на продукцию тольяттинского автозавода.

Между тем, как сообщил в понедельник замглавы Минфина Александр Новак, правительство РФ рассматривает вариант конвертации долга автогиганта перед крупнейшими кредиторами — Сбербанком и ВТБ — в акции компании. По его словам, было два варианта оздоровления ситуации с долгами АвтоВАЗа. Первый предлагает руководство самого завода: «Они хотят гарантии по рефинансированию кредитов и субсидирование процентных ставок». Второй вариант подразумевает, что Сбербанк и ВТБ могут конвертировать свои долги в акции компании. Однако в этом случае, отметил замминистра, стратегический партнер «предприятия — компания «Рено», владеющая блок-пакетом, может воспротивиться проведению эмиссии.

Между тем ранее АвтоВАЗ» впервые признал, что выпускает автомобили «чрезвычайно низкого» качества. Об этом говорилось в презентации бизнес-плана завода. Такая оценка в документе частично объясняется «низким качеством покупных комплектующих». Предприятие так и осталось зависимым от монопольных поставщиков, не смогло наладить систему «узловой сборки и поставки», говорится в презентации. Собственная дилерская сеть АвтоВАЗа остается «неэффективной», экспорт — «заброшенным», восприятие марки — «неудовлетворительным». При этом сбыт ориентирован «на возможности производства, а не на заказ потребителя», а в объеме поставок «Лады» на региональные рынки и их потенциале наблюдается «дисбаланс», признается в документе.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: