Главная / Лента новостей / 9 Июля 2008 г. 08:51

Лия Ахеджакова отмечает юбилей

09 июля

Народная артистка России, ведущая актриса театра «Современник» Лия Ахеджакова отмечает юбилей.

«Лия Ахеджакова - крупная актерская и человеческая индивидуальность, - сказал в интервью РИА «Новости» известный режиссер Валерий Фокин. - Она большая труженица. Театр, кино, актерская профессия составляют смысл ее жизни - она может работать 24 часа в сутки. Это актриса, слушающая режиссера, старающаяся его лучше понять, помочь. Она настоящий соавтор».

«Часто ее использовали как чисто комедийную актрису, не замечая, что в ней есть глубокая трагикомическая сущность, - добавил Фокин. - Я это в полной мере ощутил, работая с ней в спектакле "Мы не увидимся с тобой" по Константину Симонову, где она пронзительно сыграла роль матери, и в гоголевских "Старосветских помещиках" (спектакль назывался "Старосветская любовь")».

Около 50-и киноработ и 20-и ролей на сцене «Современника» сыграла Ахеджакова. Один из последних фильмов с ее участием - картина Кирилла Серебренникова «Изображая жертву».

«Судя по прекрасной форме, в которой находится сегодня Ахеджакова, я уверен, что эта актриса еще неоднократно порадует, восхитит и поразит зрителя своими новыми ролями и новыми открытиями», - уверен Фокин.

Лия Меджидовна Ахеджакова родилась в Днепропетровске. В 1961 году окончила Государственный институт театрального искусства имени Луначарского и начала работать в Московском ТЮЗе в амплуа травести, напоминает информагентство.

В 1977 году актриса перешла в труппу театра «Современник» к режиссеру Галине Волчек. Дебют Ахеджакова на сцене «Современника» состоялся в спектакле «Из записок Лопатина» по Константину Симонову. И, как часто бывает в актерской судьбе, это был срочный ввод вместо заболевшей актрисы Любови Добржанской.

«Волновалась я жутко, - вспоминает Ахеджакова, - потому что обожала "Современник", - это был мой любимый театр. Вообще, я вам не могу передать, что это такое для меня было. Не знаю, как я инфаркт не получила».

Но, как отмечает актриса, рядом с ней были Марина Неелова, Валентин Гафт и Валентин Никулин. Эти три человека, по ее словам, в трудный момент окружили ее невероятной нежностью.

В сегодняшнем репертуаре Лии Ахеджаковой миссис Форд в «Виндзорских насмешницах» Уильяма Шекспира, Зина Абрамова в «Крутом маршруте» Евгения Гинзбурга, Леона Доусон в «Предупреждении малым кораблям» Теннесси Уильямса, Рахель в «Трудных людях» Йосефа Бар-Йосефа, Зина в спектакле «Мы едем, едем, едем...» Николая Коляды, Селестина в одноименной постановке по пьесе того же Коляды.

В кино актриса начала сниматься с 1973 года, и уже ее дебютная роль в фильме «Ищу человека» была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно.

Ахеджакова снималась у многих видных режиссеров: в картине Алексея Германа «Двадцать дней без войны», мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», фильмах Эльдара Рязанова, с которым она впервые встретилась в 1975 году на съемках «Иронии судьбы».

Своим главным учителем Ахеджакова считает выдающегося российского режиссера Анатолия Эфроса, хотя работала с ним только один раз, когда он создавал телеверсию своего знаменитого спектакля «Таня» по пьесе Алексея Арбузова.

«Анатолий Васильевич Эфрос работал со всеми нами легко, - вспоминает Ахеджакова. - Он предлагал совсем скромные, почти незаметные вещи, которые оказывались очень сложными на экране. Это была тихая и нежная работа, а в моей жизни - маленький кусочек счастья, хотя у меня была очень небольшая роль домработницы Дуси».

Ахеджакова удостоена нескольких наград, в числе которых Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за роль секретарши Верочки в «Служебном романе».

За роль в трагикомедии Рязанова «Небеса обетованные», признанной фильмом года, она, по результатам опроса журнала «Советский экран», была названа лучшей актрисой 1991 года.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: