Главная / Лента новостей / 16 Мая 2008 г. 13:57

Легендарный циркач отмечает юбилей

shadow
Сегодня легендарный цирковой артист Мстислав Михайлович Запашный отмечает 70-летие. Запашный - дитя арены. Свою цирковую родословную он возводит к 1882 году. Такую дату называет цирковая энциклопедия, повествуя о клоуне и музыкальном эксцентрике Карле Томсоне, выступавшем под псевдонимом Мильтон. Именно этот человек стал родоначальником знаменитой династии.

Мстислав Михайлович родился 16 мая 1938 года в Ленинграде. Его мать - Лидия Карловна, дочь клоуна Мильтона, будучи пятнадцатилетней девочкой, лихо скакала на лошади, крутила сальто, жонглировала, играла на фортепиано. А отец, Михаил Сергеевич, был на манеже новичком. До выхода на арену он работал портовым грузчиком в Ейске и славился огромной силой. Судьба подготовила ему сказочные перемены. Однажды, это было после Гражданской войны, его заметил легендарный Иван Поддубный и пригласил попробовать себя в качестве борца, сообщает peoples.ru. В те времена, когда чемпионаты французской борьбы проводились в цирке, украинская фамилия Запашный не годилась для афиши, и на арену Михаил вышел под именем Орленок.

Однако Михаила не устраивала простая демонстрация физической силы, и молодой борец стал овладевать другими цирковыми жанрами. Вместе с другом Георгием Мельченко он создал номер силовых акробатов в традиционном в ту пору стиле гладиаторов. В афишах они именовались «Братья Мильтонс». Партнеры выступали еще и с веселым номером «Акробаты-неудачники», и с опасным – «Акробаты-снайперы». Михаил был «нижним» - своего рода живым пьедесталом - удерживал партнера в стойке «голова к голове» или стоял вниз головой, держа Георгия на ногах. А тот, целясь с помощью зеркальца, стрелял по мишени из «мелкашки». Стрелял и «нижний», в то время как «верхний» выполнял на его голове стойку на одной руке. А со всех сторон манеж окружала публика, и от точности выстрела, от хладнокровия и слаженности акробатов зависел не просто успех номера, но и безопасность зрителей.

Вот в такой семье посчастливилось родиться Мстиславу Запашному. Пятеро братьев и сестра унаследовали и феноменальную работоспособность, и несомненный талант родителей. Но сам Михаил Сергеевич решительно не хотел, чтобы его дети посвятили себя манежу. Он стремился дать каждому из них хорошее образование и достойную профессию. Чтобы постоянно не возить семью с собой, он приобрел маленький домик и поселил семью в Ленинграде. Именно здесь Мстислава застала война. Отец и старший брат ушли на фронт. Мама находилась на гастролях и вернуться в осажденный город не смогла. В блокадном Ленинграде четверо детей (Вальтер, Игорь, Мстислав и Аня) остались с бабушкой Анной Макаровной. Потом была Дорога жизни и эвакуация. После блокадного Ленинграда семья оказалась в Поволжье, там встретились с мамой... Лидия Карловна с партнером мужа выступала в номере «Меткие стрелки». Жили в большой нужде. Ночами, после представлений, мама шла разгружать баржи и вагоны. Об отцовском запрете близко подходить к цирку пришлось забыть.

В саратовском бомбоубежище Вальтер и маленький Слава начали репетировать собственный цирковой номер. Впервые они вышли на арену в одной программе с мамой. Вальтеру тогда шел семнадцатый год, Мстиславу - седьмой. В 1946 году братьев официально зачислили в артисты, но в 1947 году, когда семья гастролировала на Дальнем Востоке, номер младших Запашных решено было расформировать. Вальтер возмутился и убедил маму поехать в Москву. Братьям разрешили выступить в Московском цирке, куда пришла грозная комиссия из главка. «Юные акробаты» - объявил инспектор манежа. И мальчишки выбежали на арену. Вальтер не сомневался, что зрители поддержат номер, ведь у него на руках Слава выполнял сальто, пируэты - сложнейшую трюковую комбинацию из семи элементов. Казалось: старший брат жонглирует младшим. И публика не подвела - устроила настоящую овацию. Их вызывали раз десять-двенадцать, и каждый раз Славу на манеж выносил сам Карандаш. Это была настоящая победа: мальчикам не только разрешили выступать, им установили зарплату по высшей категории. Мстислав Запашный до сих пор с удовольствием вспоминает свой первый триумф.

В 1949 году Вальтера призвали в армию. Одиннадцатилетний Мстислав последовал за братом, получил статус сына полка. Началась работа в ансамбле песни и пляски Одесского военного округа. Здесь Запашные научились танцевать и полюбили искусство балета. И по сей день Мстислав Запашный, признанный мастер манежа и цирковой режиссер, создатель крупных произведений циркового искусства, большое внимание уделяет пластической стороне постановок, создавая образ спектакля и цирковыми, и хореографическими средствами.

В последующие годы, когда в номере с Вальтером Славу заменил младший брат Игорь, Мстислав пробовал себя в различных жанрах: акробатике, воздушной гимнастике, клоунаде, дрессировке лошадей и крупных экзотических животных и хищников.

В 1954 году все четверо братьев Запашных создали номер «Акробаты-вольтижеры». Это была виртуозная работа. Младшие - Мстислав и Игорь высоко подлетали на руках у старших братьев, безукоризненно выполняли уникальные трюки, которые никто не повторил до сих пор. Рекордам Запашных горячо рукоплескали зрители, а на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве братья получили четыре золотые медали.

Тем временем Мстислава одолевали новые замыслы. В двадцать лет он уже знал наверняка: все, что он сделает в цирке, будет настоящим открытием. Менялись жанры, приходили и уходили партнеры, но одно оставалось неизменным: все начинания Мстислава Запашного отличались масштабностью размаха, грандиозностью. Так и произошло: почти все созданные им номера неизменно пользовались популярностью у зрителей и вошли в золотой фонд отечественного и мирового циркового искусства.

В 1964 году Мстислав Запашный, подняв акробатов-вольтижеров на спины лошадей, подготовил номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях», что стало, по сути, открытием нового жанра в мировой практике цирка. Во время гастролей во Франции и Японии номер был удостоен высших мировых призов.

В 1977 году им был создан единственный в мире спектакль, в котором извечные враги джунглей - слоны и тигры - оказались соединенными в одной клетке. Дрессировка крупных хищников сама по себе сложна и опасна, но она многократно усложняется при вводе в клетку с тиграми слонов. Аттракцион «Слоны и тигры» стал не просто ярким и захватывающим зрелищем, а художественным произведением с точно и строго выстроенной композицией, остросовременной идеей - идеей дружбы, заботы человека об окружающем его мире. Спектакль стал одним из наиболее крупных достижений российского и мирового циркового искусства. Аттракцион «Слоны и тигры» удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

В 1991 году М.М.Запашный создал героико-исторический цирковой спектакль-пантомиму «Спартак», который по художественному воплощению, составу действующих лиц, количеству животных и новых технических средств не имеет аналога в истории цирка.

Мстислав Запашный является также режиссером, постановщиком и исполнителем главных ролей в воздушно-феерическом аттракционе «К звездам» (1970); в аттракционах: «Союз-Аполлон» (1974), «Шар смелости», «Воздушный полет», «Канатоходцы»; в тематических цирковых спектаклях: «На арене – москвичи» (Саратовский цирк, 1965), «С чего начинается Родина» (к 70-летию Октябрьской революции, Минский государственный цирк, 1987), «Наш русский цирк» (Сочи, 1997) и многих других.

С 1992 года М.М.Запашный является художественным руководителем и директором Сочинского государственного цирка. К его 25-летию в 1996 году Запашный поставил две крупномасштабные программы: «Я люблю тебя, Россия» и цирковое супер-шоу «Звезды мирового цирка», которые на протяжении двух сезонов шли с колоссальным успехом в Сочи и крупнейших городах России. Эти два произведения циркового искусства стали основой для создания гала-представления - прощального артистического тура по Европе и Юго-Восточной Азии (Италия, Тайвань, Гонг Конг, Сингапур, Австралия). Прощальные гастроли прошли в Краснодаре, Ростове, Воронеже, Саратове, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, и, наконец, в Сочи.

Накопив немалый опыт в руководстве шоу-бизнесом, зная изнутри цирковое и эстрадное искусство, желая сохранить и преумножить лучшие традиции отечественного цирка, М.М.Запашный в настоящее время успешно осуществляет ряд новых крупных программ. Это строительство и создание в Сочи театра морских животных, мобильная трансформация двухтысячного зрительного зала и превращение его в мюзик-холл или театр-варьете, постоянное функционирование в ночное время дансинга, казино и ресторанов в здании цирка.

В 1994 - 1996 годах М.М.Запашный был вице-президентом Росгорцирка, а с 1991 года по настоящее время является вице-президентом Всемирной ассоциации цирковых профессиональных школ и постоянным членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства.

М.М.Запашный возглавлял жюри и организацию Первого Всемирного конкурса циркового искусства в 1996 году в Москве на Красной площади. Он - постоянный член жюри на всемирных конкурсах в Монте-Карло, Париже, Китае.

М.М.Запашный - Народный артист СССР, Народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат и шестикратный обладатель золотых наград международных конкурсов артистов цирка. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: