Главная / Лента новостей / 27 Апреля 2007 г. 15:18

Иосиф Кобзон награжден орденом «Славы»

shadow Президент Азербайджана Ильхам Алиев наградил российского артиста и общественного деятеля Иосифа Кобзона орденом «Славы».

Этой награды Кобзон удостоен «за заслуги в укреплении культурных связей между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой».

Артист прибыл в Баку сегодня. В этот же день состоится его концерт в рамках юбилейного турне, приуроченного к 70-летию артиста.





Творчество Иосифа Кобзона

Кобзон Иосиф Давидович (род. 11.09.1937, Часов Яр, Украина) - певец. Нар. арт. СССР (1987). Лауреат Государственной премии (1984), профессор.

В детстве Иосиф Кобзон участвовал в художественной самодеятельности, пел в школьном хоре. Окончил Днепропетровский горный техникум. В армии — запевала (Ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа).

После армии учился в Музыкально-педагогическом ин-те им. Гнесиных на вокальном факультете. В камерном классе занимался с концертмейстером Г. Орентлихером. Посещал театры, концертные залы, слушал знаменитых дирижеров, пианистов, скрипачей, певцов.

Студентом дебютировал с песней «Куба, любовь моя» А. Пахмутовой в феерии Московского цирка. Вместе со своим сокурсником по институту Кохно спел почти все песни А. Островского.

Он исполнял произведения из «сибирского» цикла Пахмутовой, а также ее «Геологов», «Тревожную молодость», «Надо мечтать», вместе с композитором в 1961-1963 не раз выезжал на сибирские стройки.

Исполнительская манера Иосифа Кобзона складывается в 60-е гг. Это своеобразный сплав техники бельканто с той непринужденно-речевой интонацией, которую принесли в песню такие чуткие исполнители, как М. Бернес, Л. Утесов и К. Шуль-женко.

«Большой вокал, широкий диапазон, ораторский пафос, набатность — с одной стороны, с другой — пристальный интерес к слову, к поэтической строке, стремление донести смысл песни, ее содержание. Наконец, умение жить образом песни, раствориться в ее страстях — и в то же время оценивать происходящее в ней «со стороны».

Такое мастерство пришло далеко не сразу. В первые годы велик соблазн показать голос, продемонстрировать красоту тембра, сообщает blatata.com. Со второй половины 60-х гг. Иосиф Кобзон все более разнообразно использует интонацию: отдельные мелодические обороты выделяет, подчеркивает, другие же как бы убирает на второй план, порою даже не пропевая, а речитативно проговаривая их.

Репертуар Иосифа Кобзона отличается многожанровостью. Заметное место занимает так называемая «песня-плакат» — чаще всего остро ритмизированный марш, в котором ощутимы не столько индивидуальное «я», сколько групповое «мы». Чеканный ритм, метафоры-лозунги. Иосиф Кобзон умел придавать «плакатам» романтически-мечтательный характер. Другой песенный пласт — баллады. Лирические монологи, раздумья, беседы, размышления вслух.

Одной из первых баллад Иосифа Кобзона стала «Песня остается с человеком», в которой он начал применять выделение ключевых слов и вокальную «переокраску» фразы. Иосиф Кобзон исполняет песню ровно, мягко и неторопливо. Однако фраза «...остается с человеком» не поется, а выразительно проговаривается, тем самым выделяясь, «высвечиваясь» в строке.

Такое же высвечивание отдельных фраз встречается в «Балладе о красках» О. Фельцмана. Только если смысловые акценты в песне Островского мечтательны, то здесь — щемяще-драматичны: «Стали волосы смертельной белизны — видно, много белой краски у войны...» Во многих песнях-монологах Иосиф Кобзон выразительно использует паузы.

Так, в песне-воспоминании о Родине из фильма «Семнадцать мгновений весны» (муз. М. Чаривердиева, ст. Р. Рождественского) все фразы запева идут «через паузу», что придает целому особую выразительность: «Я прошу... хоть ненадолго... грусть моя... ты покинь меня...»

Одной из вершин исполнительского мастерства Иосифа Кобзона стала песня Пахмутовой «Горячий снег». Все три куплета — разные: четверостишие первого куплета («Клубились яростно метели...») исполняется глухо, обесцвеченным тембром. Во втором — в голосе впервые обозначается металл: «И танк в сугробе, как в болоте, и бьют снаряды по броне...» Наконец, кульминация: «И падал в битве человек в горячий снег, в кровавый снег...» Последний, третий куплет песни исполняет медленно, тяжело, словно постарев на много лет: «Опали белые метели... А я всем сердцем на войне...».

Содержание песни, ее высокий трагизм как бы изнутри воздействуют на форму — куплетность преодолевается, появляется сквозное развитие, порой меняется даже мелодия. Певец использует шепот, речитатив, восклицания. Сюжет, трагические воспоминания, личное к ним отношение — все это преобразует нотный текст.

В 70-е гг. в репертуаре Иосифа Кобзона появляется множество песен «ретро»: «Старинное танго» Э. Колмановского, танго О. Строка и др., а также популярные довоенные мелодии: «Утомленное солнце», «Счастье мое», «В парке Чаир» и др. Иосиф Кобзон исполняет эти песни «ретро» с некоторым «отстранением», порой— с долей иронии по отношению к мелодической архаике.

Но в его интерпретациях ощутима высокая и печальная любовь к поколению отцов, к наиву, чистоте и простодушности этой старой музыки («Это танго садов городских, это танго отцов молодых...» — из «Танго для всех» А. Журбина).

Палитра творчества Иосифа Кобзона очень широка — от героики до русской народной песни, романсы (целая программа 1977), еврейские песни (на идиш и иврите) и др. Однако сквозь все эти песни проглядывает некая сверхтема — тема памяти, памяти народа, памяти поколений, связь настоящего с прошлым. И в этом смысле искусство Иосифа Кобзона — летопись жизни страны, запечатленная в звуке.

В 80-90 гг. Иосиф Кобзон преподавал на эстрадном отделении Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. В 1997 в связи с 60-летием совершил беспрецедентное гастрольное турне по России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Продолжает активно участвовать в концертной жизни. Лауреат фестивалей в Сопоте (1964), Будапеште (1966), Берлине и Варшаве (1967), Болгарии («Золотой Орфей», 1968). Много гастролирует по всему миру (США, Израиль, Афганистан и др.).

Иосиф Кобзон — видный общественный деятель нашего времени. Он первый сформировал актерскую бригаду, неоднократно выезжавшую во все «горячие» точки планеты. Первый бесстрашно вышел на переговоры с террористами в памятные дни захвата зрителей «Норд-Оста», спас несколько жизней («Орден мужества»).


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: