Главная / Лента новостей / 12 Апреля 2005 г. 13:42

Казачья история в бронзе – современные мифы и легенды

В Краснодаре после долгих проволочек у здания краевой администрации был торжественно открыт памятник кубанскому казаку. Это единственная в Краснодаре конная статуя в ходе своего создания пережила ряд изменений и переделок, связанных в основном с политической ситуацией. Появление памятника обросло слухами и легендами, которые не утихли даже после открытия.

Разговоры о необходимости создания в Краснодаре памятника кубанским казакам шли уже несколько лет. И если сначала краеведы предлагали вместо новодела восстановить дореволюционный памятник Екатерине II работы знаменитого скульптора Микешина, который был переплавлен в 30-е годы как символ царизма, то новый губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил, что помимо восстановления старого памятника, появится и еще один – казакам-первопоселенцам. Монумент работы известного краснодарского скульптора Александра Аполлонова, победившего на конкурсе проектов, должен был появиться перед зданием администрации Краснодарского края еще в мае 2004 года. Об этом краснодарцев долгое время извещал памятный камень, установленный на месте будущего памятника. Однако в результате несогласованности и постоянных переделок дата столь важного для города и края события несколько раз переносилась - авторский коллектив отказывался пожертвовать качеством ради скорости.

Бронзовую скульптуру доставили вертолетом из Ростова - на – Дону: фигура конного казака отливалась в цехах Ростовского государственного строительного университета. 12 марта памятник наконец добрался до родного города и почти на месяц был упрятан сперва под шатер, а затем под зеленую сетку. Открытие перенесли на 7 апреля - православный праздник Благовещенья. И вот наконец при большом стечении народа губернатор Кубани Александр Ткачев и атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов под звуки российского гимна и гром салюта сорвали белое покрывало, торжественно открыв памятник «Казакам – основателям земли Кубанской». Губернатор Кубани Александр Ткачев, выступая на открытии монумента, заявил, что открытие памятника - историческое событие в жизни края: «Два века назад казаки пришли на эту землю, - заявил губернатор. - Казаки строили крепости, пахали землю, сеяли хлеб, рожали детей. Невзгоды и войны не сломили их дух. Теперь мы возвращаемся к нашим истокам».

Поблагодарив скульптора Аполлонова за работу, губернатор рассказал, как два года назад он участвовал в выборе лучшего проекта. И хотя в конкурсе принимали участие скульпторы из Москвы и Санкт – Петербурга, предпочтение было отдано кубанцу. Первоначально прототипом казака должен был быть войсковой судья Антон Головатый, первым вступивший на кубанскую землю. Как и положено, он был одет в запорожские шаровары, а на голове имел казачий оселедец. Однако в этот момент губернатор Ткачев начал насыпать дамбу на косе Тузла, чем вызвал шквал критики у украинских соседей. «Изначально на проекте был запорожец, которому была отдана эта земля, – рассказывает скульптор. – Потом пришла Тузла с недоразумениями, потом пришли казаки и потребовали поменять образ. Рядом с Екатериной и так будут сидеть четверо с оселедцами и в шароварах, а тут еще один на площади. Это вызвало недовольство властей - позвонил Ткачев и сказал, что они с Громовым решили поменять внешний вид казака». Казак потерял свой хохол и приобрел прическу, опять вызвавшую гнев на этот раз атамана Громова, увидевшего в поселенце черты почему-то Афанасия Никитина. Чтобы убрать «москальский пробор», скульптор насадил на голову казаку по самые брови папаху, которую лепил с папахи лично атамана Громова. А вот с переодеванием казака из малороссийского жупана в красочную кавказскую черкеску пришлось повозиться – нужно было переварить весь каркас статуи. Изменилась и форма усов, вместо вислых, как у Тараса Шевченко, появились аккуратные, загнутые вверх усы. Тогда из - под резца мастера появился настоящий белогвардейский офицер с погонами полковника и почему-то полным бантом солдатских георгиевских крестов на груди.

Осложнялся процесс создания статуи и проблемами экономического характера. По неофициальным данным, одно очень влиятельное лицо вмешивалось в процесс создания памятника с намеками на необходимость поделиться деньгами. С этого момента началась череда проверок использования средств на строительство памятника, но в итоге скульптору все-таки удалось доказать свою правоту. Но в Краснодаре сразу пошли слухи, что авторы памятника в отместку «зашифровали» на статуе имена или изображения своих врагов – тех, кто мешал созданию памятника. Увидеть галерею бюрократов, как говорят, можно только при определенном освещении, и горожане пытаются рассмотреть памятник очень тщательно и со всех сторон.

Сергей Перов, Краснодар


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: