Главная / Газета 5 Сентября 2011 г. 00:00 / Тематические приложения

Первые мобильные выставки России перемещались на пароходах и поездах

Юрий НИКИТИН, профессор ПГУПСа

Совершенствование выставочной деятельности в конце XIX – начале XX веков способствовало появлению передвижных выставок, и Россия стала пионером в этом деле. Они имели преимущество перед стационарными, так как не требовали дорогостоящего переезда населения к месту их проведения. Выставки в больших городах посещались в основном городским населением, а широкие слои сельского населения в глубинке не могли посещать эти смотры. Передвижные выставки сами «шли» навстречу населению.

shadow
Первым опытом мобильной экспозиции стала Всероссийская плавучая пожарная выставка 1897–1899 гг. Идея проведения выставки принадлежала князю А.Д. Львову, который сыграл большую роль в становлении пожарного дела в нашей стране. Он выдвинул свою идею на пожарном съезде в 1896 году в Нижнем Новгороде. По его мнению, «такая выставка представляется наилучшим средством для распространения среди городского и преимущественно сельского населения необходимых сведений о борьбе с пожарами, практического применения различного рода пожарных снарядов, устройстве несгораемых построек и огнеупорных крыш». #

Смотр проходил под покровительством великой княгини Марии Павловны. Экспозиция разместилась в трюмах и надстройках большой деревянной баржи «Первенец», внешний вид которой привлекал всеобщее внимание своей оригинальностью. Огромная, начищенная до блеска пожарная каска в носовой части и довольно высокая каланча посередине баржи сразу давали понять, что судно это предназначалось для пожарных целей. Проект реконструкции баржи разработал техник Р.А. Сандгольм, а строительство выполнил подрядчик И.О. Костров.#

Выставка стартовала 20 июля (2 августа) 1897 года, в день поминовения Святого Ильи в Санкт-Петербурге от дворца великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Баржа следовала первоначально водным путем по Мариинской системе и по Волге, а затем по железной дороге. Маршрут ее передвижения был рассчитан на как можно большее количество остановок. При выставке имелась образцовая пожарная команда для показа населению приемов тушения пожара и чтения лекций. Здесь же раздавались и продавались книги и брошюры. За два года навигации баржа дошла до Царицына (Волгограда), сделав остановки в 116 городах и селениях. За это время ее посетило почти 120 тысяч человек. #

Плавучая выставка продолжила свой путь в 1899 году – уже по железной дороге. Экспозиция занимала 10 переоборудованных товарных вагонов, объединенных в сплошную анфиладу. В двух пассажирских вагонах разместились пожарная команда с брандмейстером, комиссар выставки и представители экспонентов. За три с половиной месяца поезд-выставка исколесил всю европейскую часть России, пройдя более 8 000 верст и сделав остановки в 78 городах и поселках, организовав почти 40 новых сельских и городских пожарных команд на местах. #

Всероссийская передвижная пожарная выставка предвосхитила знаменитые агитпоезда первых лет советской власти. К сожалению, она не стала постоянной, как это было задумано. Что, впрочем, не умаляет ее исторического значения. Это был первый пример организации мобильной экспозиции в истории выставочного дела не только в России, но и в мире.

Идея мобильных экспозиций стала очень популярной в начале ХХ века. В печати появились проекты плавучих выставочных дворцов и павильонов. В 1903 году Общество содействия русской промышленности и торговли организовало передвижную кустарную выставку. «Красивая и оригинальная» баржа стартовала в Петербурге, прошла по Мариинской системе и по Волге до Нижнего Новгорода с остановками во всех городах, где были кустари. Выставка преследовала учебные цели. Она ознакомила провинциальных кустарей и ремесленников с новыми технологиями и материалами, а также с требованиями городских потребителей и городских рынков. На барже находились станки для производства различных показательных работ. #

Весной 1914 года по линиям Московско-Казанской железной дороги начала курсировать передвижная сельскохозяйственная выставка – так называемый «агрономический поезд». Поезд состоял из десяти специально построенных вагонов. Здесь демонстрировались сельскохозяйственные машины и орудия, скот и домашняя птица, образцы хлеборобных земель и различных злаков, удобрения и другие экспонаты. Оборудование поезда обошлось в 100 тыс. рублей. # Энтузиасты Московского общества борьбы с пьянством соорудили в июне 1914 года «пароход-выставку». Передвижная выставка стартовала в городе Осташкове на озере Селигер и должна была дойти до Астрахани. На пароходе планировалось чтение лекций и показ кино о вреде пьянства. Выставка была рассчитана на три года. #

События Первой мировой войны повлияли на тематику передвижных выставок. Военное ведомство организовало в 1916 году выставку военных трофеев. Захваченная немецкая военная техника помещалась на барже, на которой соорудили большой дом в стиле эпохи Петра Великого. Организатором выставки стал генерал-майор Д.П. Струков. Баржа прошла по Мариинской системе в Волгу и сделала остановки в 40 населенных пунктах. Известный артист А.А. Мгебров прочитал там лекции «о войне и ее героях». #

В начале ХХ века русские предприниматели организовали несколько выставок-ярмарок на пароходах за границей. Застрельщиками «великого почина» стали деловые круги Одессы. Организатором мобильной экспозиции стало Русское общество пароходства и торговли, созданное в 1856 году по инициативе Н.А. Аркаса и Н.А. Новосельского. Эти предприниматели обратились в министерство финансов с предложением о создании частного пароходного предприятия на Черном море «с целью развития торговли и почтовых сообщений южного края с иностранными и русскими портами». Царское правительство охотно поддержало инициативу. Сразу было выделено ежегодное пособие на ремонт пароходов, и установлена ежегодная дотация в виде помильной платы, учитывающей количество пройденных пароходами миль. В решении правительства по этому вопросу указывалось на «очевидную пользу и особую важность столь обширного предприятия, еще небывалого в нашем отечестве». Уже 3 августа 1856 года устав общества был утвержден императором Александром II. Этот день стал считаться днем создания Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ).

Грузовое и пассажирское пароходное сообщение РОПиТ открылось 21 мая 1857 года пятью пароходами. К концу года три первые пароходные линии из Одессы в Николаев, в Херсон и в кавказские порты содержались в полном размере, а линии из Одессы в крымские порты, перевозки по Азовскому морю, а также рейсы в порты Средиземного моря совершались в пробном режиме.

Начав свои операции в 1857 году с пятью пароходами общей вместимостью 5420 тонн, РОПиТ к 1910 году владело уже 76 пароходами водоизмещением 200 тыс. тонн. Кроме того, в составе судов числились еще более 140 подсобных плавсредств. Первоначальная стоимость судов составляла около 24,5 млн. рублей. Общество стало крупнейшей в России пароходной компанией. В 1913 году тоннаж его флота составлял 20 % общего тоннажа торгово-пассажирского флота России. Флаг РОПиТ был хорошо известен во многих портах Атлантического, Тихого и Индийского океанов.

РОПиТ принимает участие в различных выставках, начиная с 1870 года со смотра в Петербурге. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве общество награждается почетным отзывом «За деятельность по устройству механических приспособлений для нагрузки и выгрузки товаров, каменного угля и антрацита» по группе IX – «Машины, аппараты, строительные материалы и работы». #

РОПиТ приняло активное участие в Одесской фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной выставке 1910 года, организованной Одесским отделением Императорского русского технического общества и Императорским обществом сельского хозяйства южной России. Обширная экспозиция общества размещалась в собственном павильоне, где демонстрировались образцы русских товаров, которые могли конкурировать на ближневосточных рынках. Для более удобного ознакомления посетителей с экспонатами над каждым образцом товара была помещена картограмма с подробными сведениями о его ввозе и вывозе. Интересно, что в павильоне РОПиТ действовала беспроволочная телеграфная станция, с которой осуществлялись регулярные сеансы связи с пароходом «Цесаревич Георгий» в любом пункте его местонахождения во время плавания по крымско-кавказской линии.

«Наблюдая возрастающее с каждым годом тяготение русских торгово-промышленных фирм к рынкам Ближнего Востока, а также, несомненно, прогрессирующий интерес к нашим товарам со стороны Турции, Греции, Египта и славянских восточных стран, Русское общество пароходства и торговли задалось целью оказать посильное содействие более тесному сближению с названными странами и дать необходимый толчок широкому развитию отечественной экспортной торговли на Ближнем Востоке». # Для осуществления этой цели РОПиТ прибегло к новому средству – к плавучей выставке предметов русского производства, организовав ее на одном из лучших и комфортабельных пароходов своего флота «Император Николай II». В смотре приняло участие более 130 фирм юга России, Москвы, Петербурга и Польши. Представленные экспонаты отличались большим разнообразием.

Перед отходом в порты Ближнего Востока, выставка направилась в Ялту, где ее посетил император Николай II, находившийся на отдыхе в Ливадии. Из Ялты выставочный пароход возвратился в Одессу, а 9 декабря 1910 года отошел, согласно заранее составленному маршруту, в болгарские порты. В течение двух месяцев плавучая выставка побывала в Варне, Бургасе, Константинополе, Салониках, Пирее, Александрии, Порт-Саиде, Яффе, Кайфе, Бейруте, Триполи, Мессине, Смирне, Дарданелле, Трапезунде и других городах, всюду встречая восторженный прием со стороны представителей коммерческого мира. В отчете устроителей, отправленном в министерство торговли и промышленности, говорилось, что «успеху выставки в немалой степени способствовали военный и балалаечный оркестры, декоративное убранство в псевдорусском «сказочном» стиле и общая театрализованная обстановка». #

У выставки была конкретная цель – торговое и политическое сближение с Турцией и Ближним Востоком. Предметы русской торговли и промышленности не только привлекли общее внимание к российской продукции, но и обнаружили явное превосходство над иностранными товарами, наводнявшими ближневосточный рынок. Некоторые экспонаты, например, русский уголь, лес и мануфактура, способствовали многочисленным сделкам, явно показывающим, что в будущем их сбыт в Турции, Греции и на Балканах обеспечен. После революции пароход носил название «Вече», а потом его переименовали в «Ильич».

Русская экспортная палата планировала организовать Северную плавучую выставку товаров российского производства, которые не имели доступа на международный рынок или вывозились в недостаточном количестве. Зафрахтованный пароход с экспонатами должен был отправиться из Санкт-Петербурга в июне 1912 года с заходом в крупнейшие порты Германии, Дании, Бельгии, Голландии, Англии, Норвегии и Швеции. Но планы реализовать не удалось.

Опыт организации передвижных выставок представляет большой исторический интерес. Он может быть использован и сегодня.



Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: