Главная / Газета 15 Июня 2010 г. 00:00 / Тематические приложения

Чем пахнет новый день?

Как избавиться от неприятных запахов и научиться управлять ароматами

Нина ПАВЛОВА

Знаете ли вы о том, что более 70% эмоций человека основано на запахах, которые вызывают не контролируемые сознанием ассоциации? Запахи новогодней елки и свежескошенной травы вернут нас в детство и создадут ощущение беззаботности и эйфории, едва уловимый запах парфюма может вызвать слезы, если воскресит в памяти неприятные картины из прошлого, запах сдобы и кофе в магазине может вызвать у нас неконтролируемое желание совершать ненужные покупки. Какую роль играют окружающие нас ароматы, как должно и как не должно пахнуть дома и на работе – попробуем разобраться.

shadow
Не красна изба углами

«Не красна изба углами, а красна пирогами», – гласит народная мудрость. Но так ли это на самом деле? И как должно пахнуть дома, чтобы все его обитатели чувствовали себя комфортно? Психологи доказали: даже приятный запах еды может вызвать негативные реакции, если человек не голоден. Что уж говорить о том, что порой нам приходится вдыхать запахи помимо своего желания. Благодаря несовершенству системы вентиляции жители многоквартирных домов знают, что готовят соседи. А сколько раз вам приходилось бросать дела и мчаться на кухню, только потому, что из окна вдруг потянуло подгоревшим молоком?

«Довольно часто у людей эмоциональных, подверженных стрессам запах вызывает невротическую реакцию, – говорит врач-невролог Наталья Башкирцева. – Одна моя пациентка страдала бессонницей. Достаточно было, чтобы с кухни через две закрытые двери до нее донесся несильный запах жарящейся яичницы, и сон тут же нарушался. У другой пациентки от вроде бы приятного запаха свежесваренного кофе начиналась тошнота. Оказалось, что однажды она отправилась в путешествие по Европе на автобусе, в дороге ее сильно укачало. Так как в автобусе была кофе-машина и кто-то все время варил кофе, в подсознании закрепилось, что запах кофе вызывает тошноту. Так что запахи еды могут восприниматься как положительно, так и отрицательно».

Наблюдения ученых показывают, что запахи пищи дома мешают сосредоточиться на учебе и работе, снижают настроение. Чтобы избавиться от них, нужно пользоваться вытяжкой, а после готовки проветривать помещение. Снизить интенсивность запаха можно, налив на выключенную плиту чайную ложку уксуса или насыпав ложку соли, можно положить на конфорку лимонную или апельсиновую корку, вскипятить на плите кастрюльку с водой.

Во всем виноват евроремонт

Нередко дома начинает плохо пахнуть после того, как в нем поставили новые окна и двери. Дело в том, что старые деревянные окна «поддували» неспроста, а в полном соответствии со строительными нормами и правилами. Таким образом обеспечивалась принудительная вентиляция воздуха в квартирах. Кстати, этому же способствовали и старые двери, поскольку по правилам между дверью и полом должен оставаться зазор. Большинство же современных дверей заполняют дверной проем полностью.

Неприятный запах дома может время от времени появляться и из-за современной бытовой техники. Поэтому, если в доме запахло сероводородом, прочистите сливное отверстие в кухонной раковине, промойте кассету для стирального порошка в машине, посмотрите, не застаивается ли вода в резиновом уплотнителе дверцы? «Душок» в холодильнике можно уничтожить с помощью специальных таблеток. А можно – положив туда горсть таблеток древесного угля или горбушку черного хлеба.

Если пахнет от ковра или коврового покрытия, внимательно обследуйте его. Возможно, там поселился грибок, тогда с предметом уюта и домашнего комфорта вообще придется расстаться.

Иногда невозможно вывести специфический запах в доме, где живут пожилые больные люди. В чем дело, выяснили ученые Страны восходящего солнца. Японская компания, выпускающая косметику класса «люкс», провела исследование, в ходе которого было установлено, что в неприятном запахе пожилых виновата не нечистоплотность, а особое вещество kareishu. Оно нередко появляется в результате окисления ненасыщенных жирных кислот у людей после сорока лет. После этого в продажу поступила специальная косметическая серия для пожилых, некоторые компании выпустили специальную одежду для бабушек и дедушек, которая поглощает неприятные запахи.

Аромат для трудоголика

Маркетологам давно известно, что с помощью умелого использования запаха можно сделать клиента более сговорчивым и заставить его потратить деньги, даже если изначально был настроен экономить. Сегодня в России есть несколько компаний, которые предлагают услуги аромамаркетинга, то есть увеличения продаж с помощью правильного подбора ароматов. В коллекции запахов, которыми они располагают, около двухсот различных ароматов. Интересно, что в каждой стране покупательский интерес подстегивают совершенно разные запахи. Многие запахи, востребованные в Европе, не стимулируют россиян. Например, исследования показали, что нам не нравится, когда в магазине пахнет огурцом, клубникой, смородиной, а также анисом, который у нас ассоциируется с запахом микстуры от кашля. А вот у англичан покупательский ажиотаж вызывает запах… родильного отделения.

Впервые с аромамаркетингом в России познакомились в конце 80-х годов прошлого столетия, когда у нас появились в продаже порошки и моющие средства одной известной компании. Несмотря на хорошее качество и привлекательную упаковку, они продавались плохо. Исследование с участием психологов помогло установить, что у российских хозяек чистота ассоциируется с запахом хлорки, которая из-за вредности не используется на Западе. После того как средства ароматизировали запахом хлорки, продажи пошли резко вверх.

Сегодня, когда традиционные маркетинговые приемы перестают быть эффективными, на помощь торговцам приходит так называемый нейромаркетинг. Специальное тестирование в фокус-группах позволяет оценить, как реагирует мозг человека на определенные образы, и управлять этим процессом.

Правильно использованные ароматы заставляют посетителей ресторанов съедать на 30% больше, а покупателей – тратить на 15% больше запланированного.

А в агентствах недвижимости нередко используют запах свежевыпеченной сдобы. Продавцы особняков и квартир уверяют, что он действительно подстегивает посетителей активнее совершать сделки.

Аромамаркетинг сегодня используют даже в клиниках. Разработано несколько композиций, которые позволяют снять стресс, успокоить, например, перед посещением стоматолога. В Англии разрабатывают специальные запахи, чтобы уменьшить агрессивность фанатов на стадионах. В Америке специальными ароматами пропитывают налоговые извещения – доказано, что «ароматные» долги возвращают активнее.

Многие японские компании используют ароматы для повышения производительности труда работников. Через систему кондиционирования распространяют специальные композиции запахов, чтобы взбодрить тех, кто занят на рутинной работе, снизить количество ошибок. Например, компания «Сумицу» для этого чаще всего использует аромат лимона, благодаря которому программисты ошибаются на 54% меньше. Есть специальные запахи, которые означают приближение перерыва на обед, созывают на совещание. Всего для управления персоналом используется более 20 ароматических композиций.

Чем пахнет любовь

Большинство женщин и мужчин хотят быть привлекательными для противоположного пола. Помочь им в этом могут все те же запахи. Наиболее известными мужскими афродизиаками издавна считаются эфирные масла черного перца, кардамона, мускатного шалфея, нероли, жасмина, розы, сандалового дерева, пачули, иланг-иланга. Для женщин «ароматы любви» – это иланг-иланг, лаванда, лимон, пачули, бергамот, герань. Важно уметь сочетать несколько запахов в композиции. Так, букет из корицы, иланг-иланга, апельсина, муската, имбиря может стать сообщником соблазнителей и эротических гурманов. Устранить сексуальную холодность и бессилие, а ароматный коктейль из ромашки, мандарина, грейпфрута, ели спасет от уныния, депрессии, необоснованных претензий к себе.

Только обязательно нужно помнить, что восприятие запахов индивидуально для каждого. Что для одного будет легким дуновением новых отношений, для другого может оказаться запахом скандала или развода.


ВАШИ ПАЛЬЦЫ ПАХНУТ ЛАДАНОМ
За всю историю человечества было предпринято немало попыток классифицировать около 500 известных человеку натуральных запахов, но ни один из них не стал эталоном. Так, в конце XVIII века знаменитый шведский натуралист Карл Линней предложил разбить все запахи на 7 классов, включая ароматические, бальзамические, луковые, псиные, отталкивающие и тошнотворные. Сегодня все запахи условно подразделяют на 4 группы: ароматные, кислые, горелые и гнилостные. Достижения современной химии, которые позволили создать около 1500 синтетических запахов, еще больше усложнили задачу классификации. В борьбе за клиента парфюмеры изобретают все новые, подчас шокирующие ароматы. Как, например, отталкивающе-притягательный запах духов Сharogne, что в переводе с французского означает «падаль».

Израильские ученые выяснили, что дольше всего память человека хранит «вонючие запахи».
Так, например, аромат духов матери, скорее всего, запомнится младенцу хуже, чем запах тухлой рыбы на кухне. При этом первая ассоциация, связанная с тем или иным запахом, является всегда более сильной, чем последующие.
Проведя ряд экспериментов не только с запахами, но и со звуками, ученые пришли к выводу, что неприятные ассоциации вообще лучше откладываются в памяти. В то же время было выявлено, что обонятельные ассоциации более устойчивы, чем слуховые.
Открытие исследователи предполагают использовать для восстановления памяти пожилых людей или людей, получивших травмы мозга, а также, напротив, для «стирания» из памяти неприятных воспоминаний.



Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: