Главная / Газета 16 Апреля 2008 г. 00:00 / Тематические приложения

Киев

Валерий ПЕКАР, президент компании «Евроиндекс» (Киев)

Киев – один из старейших выставочных городов Восточной Европы, несомненная столица Украины не только в политическом, экономическом, культурном отношениях, но и в выставочном бизнесе. В короткой статье мы постараемся дать обзор истории выставочного Киева и его современности.

shadow
История

Средневековый Киев – сравнительно небольшой город, потерявший свое значение древней столицы русских земель, однако сохранивший влияние как военный и особенно религиозный центр. С XVI века городу было даровано магдебургское право, и немногочисленные на тот момент киевляне весьма им дорожили. В то же время возникает и первая крупная киевская ярмарка – Крещенская ярмарка, установленная «привилеем» польского короля Сигизмунда I. Но действительно крупным ярмарочным центром Киев становится намного позже – 27 сентября 1797 года выходит «высочайший указ» императора Павла I о переносе Дубненской ярмарки в Киев. Местечко Дубно на Волыни на протяжении многих лет было центром проведения одной из крупнейших ярмарок Речи Посполитой, однако после последнего раздела Польши (1795) между Австрией, Пруссией и Россией, когда польское государство окончательно исчезло с карты Европы, Дубно оказалось почти на российско-австрийской границе, и проводить ярмарки там стало неудобно. Таким образом, ярмарка была перенесена в Киев к обоюдному удовольствию и правительства, и деловых кругов, и слилась с традиционной Крещенской ярмаркой, начинавшейся 6–8 января.

Новая ярмарка, названная «Контрактовой», без преувеличения стала одним из градообразующих факторов. На тот момент Киев насчитывал всего 25 тыс. жителей и состоял из трех поселений, между которыми тянулись поля и холмы. Крупнейшее из таких поселений – древний ремесленно-купеческий район Подол («…а без Подола Киев невозможен, как Святой Владимир без креста», поется в народной песенке) – и было выбрано для Контрактовой ярмарки, впервые открывшейся 15 января 1798 года. Для ярмарки был построен специальный Контрактовый дом, который несколько раз горел, переносился на новое место и наконец окончательно закрепился в центре большой площади, которая и сегодня носит название Контрактовой и является одним из любимых мест народных гуляний. Ежегодная Контрактовая ярмарка, собиравшая в Киеве тысячи украинских, русских, польских, литовских, немецких и прочих купцов, помещиков и ремесленников, продолжалась обычно порядка месяца и приносила большой доход городу и горожанам. На эти деньги строились новые общественные здания и жилые дома (сдававшиеся в аренду на время ярмарки), развивалась городская инфраструктура. Ярмарка сохранила свое значение вплоть до первой мировой войны.

Однако важнейшее событие выставочной истории Киева проходило совсем в другом месте. В 1913 году в Киеве состоялась Всероссийская фабрично-заводская, сельскохозяйственная, торгово-промышленная и научно-художественная выставка. Это был последний предвоенный год, с уровнем которого мы десятилетиями привыкли все сравнивать, и выставка стала наиболее ярким воплощением развития капитализма в «России, которую мы потеряли». 2,5 тыс. участников из разных мест Российской империи и 8 других стран разместили свои экспонаты в 132 выставочных павильонах специально построенного выставочного комплекса. Около 1,2 млн. посетителей побывали на выставке за время ее работы (с 29 мая по 15 октября) – фактически весь город полгода жил выставкой, а население Киева на тот момент насчитывало 573 тыс. человек. Место для выставочного городка подбирали долго и тщательно и в конце концов остановились на Троицкой площади – сегодня это Спортивная площадь и территория Национального спорткомплекса «Олимпийский». Сельхозтехника и строительство, автомобили и химия, пищевая промышленность и издательское дело, электротехника и разные сферы сельского хозяйства – каждая отрасль имела свой павильон.

Нужно отметить, что идея выставки пришла «с низов» – деловые круги задумали выставку, говоря современным языком, для развития предпринимательства и международной торговли, стимулирования инвестиций и инноваций, о чем и написали в письме премьер-министру П.Столыпину, одобрившему проект. Организация выставки, рекламная кампания и почтовые рассылки, деловая программа для предпринимателей и массовые развлекательные мероприятия для широкой публики, съезды предпринимательских объединений, различные промо-акции участников выставки, маркетинговые исследования и общепит, конкурсы экспонатов и «самоуправление» участников выставки – все то, что мы видим на выставках сегодняшнего дня, было заложено и с успехом испытано на выставке 1913 года. Нужно отметить, что выставка не только решала политические и культурно-просветительские задачи, но и была сама по себе успешным коммерческим мероприятием, что характерно далеко не для всех выставок того времени.

Выставочный Киев советского периода – это ВДНХ УССР, отличавшаяся от всесоюзной лишь меньшим размахом, но характерная той же помпезностью, показухой и чрезмерной идеологизацией. А вот традиций международных выставок, в их современном понимании, Киев был практически лишен. Это сказалось на первых шагах киевского выставочного бизнеса – его становление было трудным и медленным, зато это происходило исключительно благодаря частной инициативе, при минимальной роли государства. Киев – исключение среди крупных городов СНГ: везде, кроме Киева, советские выставочные гиганты сыграли важную роль в становлении выставочной индустрии и до сегодняшнего дня продолжают занимать значительную долю рынка (а в иных городах – весь рынок). В Киеве же возникший в начале 90-х годов выставочный бизнес был частным, небольшим и раздробленным.

Первые международные выставки в Киеве проводились немецкими организаторами, но, начиная с 1992 года, возникает ряд частных украинских компаний, которые перехватывают инициативу и создают первые отечественные выставочные бренды. К 1995–1996 годам эти частные компании захватывают рынок, число выставок и число организаторов растет, но все они остаются в основном небольшими. Кризис 1998 года, ударивший по Украине на порядок слабее, чем по России тем не менее способствовал консолидации рынка и выделению сравнительно небольшого числа ведущих игроков. Наконец 2002–2004 годы знаменуются международным признанием ведущих киевских выставочных компаний и появлением двух крупных новых выставочных центров. Можно сказать, что к этому времени рынок сформировался, хотя рост его продолжается до сих пор.

Сегодня

По нашим данным, сегодня в Киеве работают 25 организаторов выставок, число выставок составляет порядка 220, их общая площадь нетто – около 370 тыс. кв. метров. По экспертным оценкам, общее количество участников составляет порядка 20 тысяч, а посетителей – 1,5 миллиона (к сожалению, выставочный аудит пока является в Киеве скороее исключением, чем правилом, поэтому более достоверных данных нет). Киев, бесспорно, является выставочной столицей Украины, занимая почти три четверти украинского выставочного рынка (хотя в экономике, политике и культуре в целом доминирующая роль столицы Украины в стране существенно ниже, чем у Москвы по отношению к России).

Цены на оборудованную выставочную площадь колеблются в интервале от 100 до 400 долларов за кв. метр в зависимости от престижности и тематики выставки. Средняя цена составляет порядка 200 долларов.

Крупнейшими киевскими украинскими выставками являются строительные – ведь столица и страна в целом переживают настоящий строительный бум. За ними вслед идут мебельные, автомобильные, «модные» одежно-обувные, парфюмерно-косметические, ювелирные. Среди выставок «бизнес для бизнеса» (B2B) лидируют энергетика, машиностроение, сельхозтехника. В последние годы появилось очень много сравнительно успешных небольших «нишевых» выставок, ориентированных на вертикальные рынки. В целом, в настоящее время практически все выставочные ниши заняты, а выставочный сервис достиг необходимого уровня. В каждой отрасли экономики (по каждой тематике) имеются 1–2 лидирующие выставки, а в выставочном бизнесе в целом сформировалась небольшая группа лидеров.

Крупнейшим выставочным организатором Киева является «Киевский международный контрактовый ярмарок» (слово «ярмарка» по-украински – мужского рода), второе место занимает «Евроиндекс» – ведущий организатор выставок B2B. Значительную долю киевского рынка занимают также «Примус Украина», «Премьер-Экспо» (дочернее предприятие английской компании ITE), Международный выставочный центр, «АККО Интернешнл». Более точно ранжировать организаторов невозможно, в силу отсутствия достоверной информации. Есть множество мелких организаторов, хотя их число постепенно убывает.

На рынке появляются первые ласточки иностранного присутствия в сфере организации выставок – первые немецкие, российские, австрийские, польские, итальянские, турецкие «пионеры». Вместе с тем, их присутствие – пока скорее исключение, и погоды на рынке они не делают.

Можно с уверенностью сказать, что лидеры киевского выставочного бизнеса получили международное признание. Об этом свидетельствует их членство в авторитетных международных ассоциациях. Членами Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI сегодня являются уже 8 ведущих киевских организаторов и экспоцентров, а 8 выставок получили сертификаты UFI. Две крупнейшие компании («Евроиндекс» и «Киевский международный контрактовый ярмарок») являются членами восточноевропейского выставочного союза CENTREX.

Кстати, киевский выставочный бизнес достаточно развит в технологическом плане (базы данных, CRM и директ-маркетинг, САПР, Интернет, регистрация посетителей и т.п.) – сказался опыт жесткой конкуренции и относительная молодость выставочных компаний.

Инфраструктура

До 2003 года выставки в Киеве проводились в основном на ВДНХ и во Дворце спорта, которые для такого рода мероприятий практически не приспособлены. Поэтому, важнейшим событием послужила постройка и введение в эксплуатацию в 2003 году двух новых современных выставочных центров – «КиевЭкспоПлаза» (район «Нивки», выставочная площадь 28 тыс. кв. м) и Международный выставочный центр (район «Левобережный», выставочная площадь – 27 тыс. кв.м). Это дало ни с чем не сравнимый толчок выставочному бизнесу в столице – например, некоторые выставки от переезда в «КиевЭкспоПлазу» сразу выросли на 30%. Сегодня обе площадки заняты почти полностью, в то время как ряд небольших выставочных павильонов площадью 2–3 тыс. кв. м в основном пустует – ранее проводившиеся там выставки уже выросли и переехали в один из крупных экспоцентров.

Застройкой выставочных стендов в Киеве занимается около полусотни специализированных компаний, но качество их работы разное. Так, в выставочном центре «КиевЭкспоПлаза» аккредитовано 28 застройщиков, прошедших сертификацию оборудования и производственного процесса с точки зрения техники безопасности и других требований. Основная масса застройщиков работает с сертифицированными конструкциями «Октанорм» или другими известными европейскими марками. Процент нестандартной застройки (индивидуальный дизайн) составляет в среднем 60%, но на некоторых выставках достигает почти 100%.

Кроме того, множество специализированных подрядчиков предлагает транспортно-экспедиторские, охранные, рекламные услуги, услуги монтажников-высотников, временный персонал и так далее. Существуют специализированные сайты, журналы и печатные каталоги, а три вуза начали подготовку выставочных специалистов по разным программам.

Будущее

Украинская экономика несколько лет растет достаточно хорошими темпами, и киевский выставочный рынок в значительной степени обслуживает этот рост. Киев является местом проведения почти всех крупнейших в стране профессиональных (B2B) выставок. Но и в сфере потребительских (B2C) выставок трехмиллионный город также лидирует, и это неудивительно – ведь население столицы живет значительно богаче, чем в среднем по стране.

Разумеется, киевский выставочный рынок еще сравнительно невелик. Однако исторические и культурные традиции, частная инициатива, технологическая зрелость, глубокое знание рынка, привычка честно отрабатывать деньги клиентов и готовность к быстрому росту вывели ведущих игроков киевской выставочной индустрии на уровень их российских и европейских коллег. В ближайшие годы мы станем свидетелями многих интересных событий на этом рынке.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 апреля 2008 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: