Главная / Газета 16 Апреля 2008 г. 00:00 / Тематические приложения

О защите интеллектуальной собственности экспонентов

UFI разработала рекомендации для организаторов выставок по защите прав на интеллектуальную собственность (IPR) экспонентов. Юридическая состоятельность этого документа была проверена адвокатской фирмой GEVERS – Patent, Trademark and Design Attoneys. Сегодня мы приводим эти рекомендации с некоторыми сокращениями.

shadow
Одна из задач UFI заключается в помощи своим членам и выставочной индустрии в целом в защите их бизнес-интересов. Поэтому UFI предлагает настоящий документ как руководство для обеспечения мер эффективной защиты экспонентами своих прав на интеллектуальную собственность на выставках. Документ рассчитан для применения в разных странах мира и поэтому основан на общих принципах права, применяемых в большинстве стран.

Терминология и базовая информация

Пиратство и контрафактная продукция более или менее схожие термины. Суть их в противозаконном воспроизведении или имитации товаров/услуг, что нарушает права на интеллектуальную собственность владельца.

Интеллектуальная собственность (IP) делится на две категории:

– промышленная собственность, которая включает торговые марки, патенты, полезные модели и промышленные образцы;

– авторское право и связанные с ним иные права, которые включают литературные произведения и произведения искусства, например, романы, стихи и пьесы, фильмы, музыкальные произведения, рисунки, картины, фотографии и скульптуры, архитектурные проекты.

Торговые марки (бренды)

Торговая марка определяет или отличает товары и услуги фирмы-производителя от торговых марок конкурентов. Существует несколько типов торговых марок: например словесный маркировочный знак, знак-символ (лого), трехмерные знаки, цветные знаки или их комбинации.

Защита торговой марки дает ее владельцу эксклюзивное право пользования и возможность защиты против использования и регистрации идентичных или похожих торговых марок, которые могут вызывать замешательство у потребителя.

Право пользования торговой маркой обычно составляет 10 лет и может быть продлено.

Защита торговой марки имеет силу на территориальном уровне, то есть эксклюзивное право существует только в тех странах, в которых марка была зарегистрирована. Европейский союз предлагает свою процедуру защиты в 27 государствах – членах союза.

Патенты

Патенты описывают изобретения и защищают технические характеристики товаров или процессов. Поэтому владелец патента может препятствовать использованию изобретения третьей стороной. Он может использовать изобретение при условии, что товар или процесс не содержат характеристик, представленных в другом патенте. В противном случае стороны вынуждены прибегать к перекрестному лицензированию прав.

Длительность действия патента обычно составляет 20 лет и оплачивается, как правило, ежегодно.

Требования для получения патента включают в себя новизну изобретения, его оригинальность или уникальность и пригодность или полезность для промышленного применения.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Важно, чтобы заявка на патент была подана прежде, чем товар или технологический процесс был представлен впервые публике, например, на выставке.

Полезные модели, малые патенты и другие типы патентов

Полезная модель и малый патент также дают права, гарантирующие реальную защиту изобретения. Требования к полезным моделям и малым патентам обычно такие же, как и к самим патентам. В большинстве случаев не проводится детального исследования на подтверждение юридической силы этих прав. По этой причине полезная модель может быть получена быстро, просто и приемлемо по затратам. В ряде стран существуют другие типы патентов, например, патент на новый вид растения или защита определенного сорта растения.

Промышленные образцы

Промышленный образец защищает появление всего товара или части промышленного товара или товара ручной работы, определяемого, в частности, линиями, расцветкой, формой, текстурой и/или материалами самого товара и/или его оформления при условии, что это появление было бы новым и носило бы так называемый индивидуальный характер на момент подачи заявки. Промышленный образец может быть двухмерным или трехмерным.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Заявка на охрану промышленного образца должна быть подана до выставки, то есть до того, как промышленный образец будет представлен публике.

Длительность защиты зарегистрированного промышленного образца варьируется в разных странах. Например, в Европейском союзе она составляет 5 лет с возможностью обновления заявки – максимум до 25 лет.

Авторское право

Авторским правом защищаются оригинальные произведения литературы, живописи, музыки, кино, звукозаписи и широкого вещания, включая программное обеспечение и мультимедийные средства.

В США рекомендуется защищать авторские права. В большинстве стран защита авторских прав невозможна. Как и любую собственность, IP можно приобрести (получить лицензию) или продать ее. Из-за сложности процедуры регистрации IP настоятельно рекомендуется обращаться к услугам профессионалов в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность. Исходя из законов против недобросовестной конкуренции, претензии можно подавать даже тогда, когда скопированный товар не защищен IP правами, но только в тех случаях, если имитация лишена оригинальности.

Торговые марки, патенты и промышленные образцы, зарегистрированные в одной стране, не защищены в других странах. Например, права на торговые марки, патенты и промышленные образцы США не защищены в странах Европейского союза и наоборот. Таким же образом может отличаться по странам процедура приобретения и регистрации IP.

Хотя приобретение и защита IPR не может быть похожей для разных стран мира, большинство стран придерживаются между собой международных соглашений, гармонизирующих некоторые основные аспекты законов об IP. В этой связи наиболее важным соглашением является TRIPS (Соглашение о правовых аспектах на интеллектуальную собственность в торговых отношениях), принятое ВТО.

Собственник права на IP может упрочить это право разными путями – постоянные предупреждения/запросы, письма нарушителям; таможенные барьеры; судебные дела; урегулирование разногласий через посредников или в арбитражном суде. Сбор доказательств (в любом случае и во многих странах «дескриптивное/описательное изъятие имущества» или судебный приказ «Anton Piller order», разрешающий истцу проникнуть в здание ответчика для осмотра документов и товаров, а при необходимости и для изъятия их (в соответствии с прецедентом по «делу Антона Пиллера») дает владельцу IP право получить решение суда, позволяющего ему послать нейтрального эксперта в помещение (офис, выставку) нарушителя, чтобы описать нарушение или изъять доказательства.

В соответствии с законами многих стран организаторы выставок обычно не имеют юридических прав противостоять нарушителям. Только экспоненты (владельцы прав на IP) или их юристы могут предпринять эффективные меры против нарушителей (пиратов или изготовителей контрафактной продукции).

Эффективным методом, препятствующим демонстрации незаконных копий до открытия ярмарки, является их изъятие таможенными органами. Таможенные служащие осматривают грузы, которые импортируются, экспортируются или перевозятся транзитом, на наличие в них товаров, которые нарушают защищенные права. После получения заявки, подтверждающей право создателя бренда, таможенные органы могут задержать подозрительную партию товара, осмотреть ее, взять образцы, уничтожить контрафактную продукцию и известить об этом создателя бренда.

Рекомендации UFI

UFI советует профессиональным организаторам выставок предпринимать все возможные действия, чтобы гарантировать деловую атмосферу по время мероприятия. Ниже приведен перечень рекомендуемых организатору действий и мер по информационному обеспечению, защите и помощи экспонентам для противодействия пиратству брендов и товаров.

1. До начала мероприятия организаторы должны снабдить экспонентов специальной брошюрой, где дается информация о защите прав на интеллектуальную собственность. Эта брошюра выдается вместе с регистрационными формами на участие и размещается на сайте организатора. Информация должна присутствовать в памятке экспоненту или в общих условиях участия в мероприятии. Эта информация должна содержать советы экспонентам:

– экспоненты должны обеспечить защиту и регистрацию своих торговых марок, патентов или промышленных образцов до начала выставочного мероприятия, получить юридически действительное право (выставка разрушает новизну) и быть готовыми использовать все формы своей правовой защиты вообще и во время мероприятия в частности;

– с этой целью настоятельно рекомендуется прибегать к услугам адвоката, специализирующегося на патентных делах и торговых марках, для получения консультаций и рекомендаций по вариантам регистрации, требований, процедур и сохранения в силе своих прав;

– должна быть представлена контактная информация лица, ответственного за вопросы IPR в фирме организатора, а также местных/национальных организаций, ответственных за вопросы IPR, таможенных органов и адвокатов, специализирующихся на патентных делах и торговых марках;

– до выставки экспонент, полагающий, что другой экспонент может нарушить его права, должен сделать соответствующее заявление таможенным органам (когда это применимо), которые затем могут задержать подозрительную партию товара, осмотреть их, взять образцы и уничтожить контрафактную продукцию;

– экспоненты должны иметь при себе на выставке оригиналы документов или заверенные копии своих патентов и торговых марок, которые помогут выявить возможное нарушение во время выставки. Предпочтительно иметь также любой уже полученный официальный документ против выставляющегося пирата.

2. Во время ярмарок в помощь экспонентам при составлении жалоб по нарушению их IPR, организаторам рекомендуется предлагать экспонентам список местных адвокатов, которое могли бы помочь им в правовых действиях против подозреваемого нарушителя.

3. Во время мероприятия организаторы должны предусмотреть работу экспертов (IP адвокатов, представителей таможенных служб) на месте или по вызову для получения юридической консультации экспонентами, чьи IPR были нарушены для выявления контрафактной продукции во время выставки.

4. Организаторы должны предусмотреть работу независимого арбитража, арбитра или судьи для выявления экспонентами нарушений или разрешения разногласий по IPR во время ярмарки.

5. Организаторы должны иметь переводчиков для иностранных экспонентов для ведения переговоров в случае разногласий.

6. При необходимости и, если возможно, организаторы должны иметь офис в месте проведения ярмарки, специальный стенд или место для контактов, куда можно было бы обратиться с любым вопросом или жалобой по IPR в течение всего периода ярмарки.

7. Для защиты экспонентов от случаев демонстрации контрафактной продукции или нарушения их IPR во время ярмарок экспоненты должны чувствовать поддержку организатора в том, что их товары и услуги защищены правами на IP, где это применимо.


Полезная информация

WIPO (World Intellectual Property Organisation) – Всемирная организация интеллектуальной собственности. Содержит исчерпывающую информацию о международных торговых марках и их защите. http://www.wipo.int

OHIM (Office for Harmonisation in the internal Market – Trade Marks, Designs and Models) – Бюро по гармонизации на внутреннем рынке – торговых марок, промышленных образцов и моделей. Содержит важную информацию по европейским торговым маркам и их защите. http:// oami.europa.eu/

EPO (European Patent Office) – Европейское патентное бюро. EPO имеет типовую процедуру оформления и рассмотрения документов на получение патентов для индивидуальных изобретателей и фирм из 37 европейских стран. http://www.european-patent-office.org

European Commision: Customs Matters – Европейская комиссия: таможенные вопросы. Содержит все новые разработки решения проблем, связанных с таможней, и детальную информацию по контрафактным нарушениям. http://ec.europa.eu/taxation_customs/customs/index_en.htm

REACT (European Anti-Counterfeiting Network) – Европейская организация по проблемам контрафакции. Нацелена на борьбу с контрафактной торговлей. Предоставляет своим членам полный пакет юридических и практических услуг. http://www.snbreact.nl

Перечень ссылок на офисы соответствующих организаций по IPR в ряде стран, базы данных, публикации и рекомендации. http://www.ip-links.de

Опубликовано в номере «НИ» от 16 апреля 2008 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: