Главная / Газета 3 Сентября 2007 г. 00:00 / Тематические приложения

Александр Роднянский

«Я не вижу запретных тем для кино»

Беседу вел Виктор МАТИЗЕН («Новые Известия»)

Наш собеседник Александр Роднянский – в прошлом известный режиссер-документалист, а ныне руководитель популярного телеканала СТС и председатель попечительского совета фестиваля «Кинотавр». Также Александр успешный кинопродюсер: его последние кинопроекты «9 рота», «Питер FM» и «Жара» собрали в прокате более 50 миллионов долларов.

Александр Роднянский на презентации нового сезона телесериала «Кадетство» на канале СТС (5 февраля 2007 г.)
Александр Роднянский на презентации нового сезона телесериала «Кадетство» на канале СТС (5 февраля 2007 г.)
shadow
– Александр Ефимович, каковы, на ваш взгляд, главные проблемы современного российского кино?

– Прежде всего, это проблема его дистрибуции. Проблема «встречи» со зрителем. Все участники кинорынка говорят о своем желании показывать российское кино, но каждый раз нужно убеждать отдельного человека взять ту или иную картину. Ведь это факт, что в наших кинотеатрах почти нет победителей международных фестивалей. Другая сторона проблемы связана с тем, какое отношение наше кино имеет к той жизни, которой мы живем. Но это в большей степени проблема мейнстрима, чем артхауса. В России национальное кино собирает пока больший процент денег в прокате из всех стран Европы. Это означает, что у нас есть потенциал для собственного мейнстрима, для него сложилась аудитория. Но пользуемся ли мы этим? Наш кинематограф, за исключением отдельных проектов, глубоко маргинален. Ни для кого не секрет, что в кинотеатры сейчас ходят молодые люди, для которых кино – развлечение и форма времяпрепровождения. Ответственность тех, кто делает фильмы для этой аудитории, – соответствовать и управлять ее ожиданиями. Можно сколько угодно говорить о том, что подстраиваться под публику нехорошо, но мейнстрим – это универсально понятный язык, на котором можно обсуждать самые важные проблемы. Не надо подстраиваться – надо пользоваться возможностями. Посмотрите на американский киномейнстрим, который выработал такой язык, и разговаривает на нем во всем мире. Многие ли наши режиссеры умеют говорить на этом языке?

– Одни знают, как говорить, но не знают, что. Другие знают что, но не знают, как…

– К сожалению, мейнстрим – не та зона, куда можно легко и спокойно прийти из авторского кино. Один из лучших наших режиссеров, Валерий Тодоровский, сделал фильм «Тиски», явно желая выйти на новую аудиторию, и по его картине заметно, насколько это нелегко. В мейнстриме нет легких решений, здесь нужны полноценные, объемные характеры, неходульные сюжетные ходы. Но это разрешимая проблема. Могу сослаться на американское телевидение, которое семь лет назад умирало от тупости сериалов. И вот они призвали новых людей из киноиндустрии, привлекли новых продюсеров, нашли мощных режиссеров, сценаристов и получили «Анатомию Грейс», «Остаться в живых» и «Отчаянных домохозяек» – живых героев, проживающих несладкую жизнь в современном мире. А наше кино, к сожалению, как правило, не касается обсуждения проблем сегодняшнего дня. Этим занимается телевидение в бесчисленных ток-шоу, где действуют герои, живущие здесь и сейчас. А то, что мы видим в нашем кино, – это представление о действительности, которое было 5–7–10 лет назад. Современным молодым людям, которые имеют возможность выбирать любой из 20 эфирных каналов, читать любую книгу и любой глянцевый или неглянцевый журнал, предлагается, да еще менторским тоном, картина мира, в которой они не узнают свою. Сегодня успех, деньги, семья, любовь рассматриваются иначе, а мы все еще прощаемся с Советским Союзом и до сих пор не можем изжить советские комплексы. Один из самых заметных фильмов последнего «Кинотавра» – «Груз-200», сводящий счеты с 1984-м годом!!! Я не хочу упрощать – все кино о дне сегодняшнем и его истоках. Но факт – наше кино пока не смогло привлечь людей, которые умеют проговаривать время. Не знаю, кто эти люди – может быть, представители «новой драмы», может, еще кто-то…

– Глядя на многие российские картины, хочется сказать, что они изобилуют продюсерскими ошибками...

– Безусловно. Я тоже вижу много ошибок, причем таких, которые на порядок снижают успех фильма на фестивалях и в прокате. Зачем далеко ходить – в нынешнем «кинотаврском» конкурсе было несколько картин, сделанных талантливыми людьми, но абсолютно не понятных зрителю, вызывающих массу примитивных вопросов по поводу того, что происходит на экране. Я считаю, что это, в первую очередь, продюсерские ошибки. Продюсеры были обязаны задать все эти вопросы режиссерам, обсудить возникшие проблемы и предложить им свои варианты решения.

– Некоторые продюсеры, особенно телевизионные, в таких случаях предпочитают отстранять режиссеров от монтажа и озвучания и приглашать других людей.

– Это крайний и в принципе нежелательный выход. Во-первых, из-за неизбежного конфликта и скандала, а во-вторых, потому, что тут нужен не другой автор, а хороший редактор. Когда я встречаюсь с подобными ситуациями, я понимаю, что продюсер недостаточно ответственно относится как к деньгам, которые вкладываются в фильм, так и к потенциальной его аудитории.

– Есть ли границы, ниже которых в погоне за зрительским успехом нельзя опускаться?

– Есть, хотя у каждого профессионала они свои. Я в этом отношении значительно более консервативен, чем многие мои коллеги, и не считаю допустимым многое из того, что делается в эфире. Скажем, я бы не делал «трэшевое» телевидение, но, с другой стороны, оно безумно популярно, равно как и таблоидная пресса. Но это же не значит, что нужно закрыть всю таблоидную прессу и не отвечать на интересы любящей ее аудитории. Другое дело, что все должно быть профессионально и в рамках закона. Ну, к примеру, все просто – если ты фотографируешь и записываешь человека, нужно спрашивать у него разрешение, можно ли это делать и можно ли публиковать его снимки и публично цитировать его слова. Есть вещи, которые могут быть показаны только с предупреждением и только в рамках платного ТВ.

– Конкуренция между телеканалами сказывается на личных отношениях между руководителями? Мне пару раз доводилось слышать весьма недоброжелательные суждения крупных телевизионщиков друг о друге – к сожалению, без права их цитировать.

– Есть такое дело, но я не думаю, что здесь есть прямая связь. Бывают очень близкие и дружественные отношения руководителей конкурирующих каналов, а бывает и так, что каналы из одной бизнес-группы, а отношения между их управляющими плохие. Это зависит скорее от людей, а не от обострения конкуренции.

– Много ли сейчас запретных тем для кино и телевидения?

– Я таких тем не вижу.

– А дело Литвиненко?

– О нем и так говорят по всем эфирным каналам день и ночь – неужели мало?

– Говорят в информационных выпусках, но никакого серьезного обсуждения темы нет, а вызвавший шум в Канне фильм Андрея Некрасова в России не показан ни на одном кинофестивале, а нашим режиссерам никто не позволит снять такой фильм.

– Я не думаю, что у нас так уж сложно найти деньги и сделать такое кино. Я не думаю, что цензурные соображения хоть как-то влияют на развитие кино.


5 ФАКТОВ ОБ АЛЕКСАНДРЕ РОДНЯНСКОМ

Родился 2 июля 1961 года в Киеве.

Его родители – кинодокументалисты.

Даже дом, где они жили, располагался на территории студии докфильмов. Мальчик не представлял себе, что взрослые могут заниматься чем-то, кроме кино, и, когда вырос, пошел на факультет кинорежиссуры Киевского университета театрального искусства им. Карпенко-Карого.

Лауреат более двадцати международных кинофестивалей – от «Ники» до Гран-при международного фестиваля в Страсбурге. Дважды был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» (за «Восток-Запад» и «1000 и 1 рецепт влюбленного кулинара»).

Женат, воспитывает двоих детей.

Александр Роднянский утверждает, что деньги для него – не главное в жизни.

Но именно они показатель успеха и возможностей.

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА РОДНЯНСКОГО, КИНОПРОДЮСЕРА:

Жара (2006)
9 рота (2005)
Полумгла (2005)
Водитель для Веры (2004)
Восток-Запад (1999)
Две луны, три солнца (1998)
1000 и 1 рецепт влюбленного кулинара (1996)

Опубликовано в номере «НИ» от 3 сентября 2007 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: