Главная / Газета 9 Июня 2007 г. 00:00 / Тематические приложения

Где проводить выставки

Евгений ШЕСТИНСКИЙ

Один из основополагающих факторов развития выставочной индустрии – выставочные центры. Центры специализированные, современные и профессионально оборудованные. Уже давно ни для кого не секрет, что конгрессно-выставочный центр – это генератор деловой активности города, региона, страны. В Европе такие центры насчитывают площади в сотни тысяч метров. В России профессиональных выставочных площадок не так много. Среди счастливых обладателей достойных конгрессно-выставочных единиц можно выделить, пожалуй, только обе наши столицы (около 50% всех российских выставочных площадей приходится на долю Москвы и почти 20% – на долю Санкт-Петербурга) и Нижний Новгород, который издавна славился своими ярмарками, но все это скорее исторически сложившийся фактор.

shadow
Построены новые выставочные центры в Перми, Самаре, Белгороде, Чите. В Челябинске начала действовать новая выставочная площадка почти на 5000 кв.м закрытых выставочных площадей, оборудованная в соответствии с современными выставочными стандартами, способствующая улучшению выставочной инфраструктуры города, позволяющая проводить выставочные мероприятия на более высоком профессиональном уровне.

Продолжается модернизация и расширение выставочных площадей в Ростове-на-Дону – крупном выставочном центре Южного федерального округа России. В 2006 году достроен и введен в эксплуатацию Конгресс-холл с современными залами для мероприятий деловой программы. Выставочные площади увеличились еще на 3,5 тыс. кв. м, составив 8,6 тыс. кв.м. Несомненно, развитие всего комплекса «ВертолЭкспо», его инфраструктуры, включая Конгресс-холл с конференц-залом на 500 мест и 5 залами для семинаров и переговоров на 50–250 мест, новой гостиницы «ВертолHotel» позволяет существенно улучшить качество обслуживания участников и посетителей и проведения самих выставочных мероприятий.

2006 год стал событием для выставочно-конгрессной деятельности Ханты-Мансийского автономного округа в связи с открытием нового специализированного выставочного комплекса «Югра-Экспо» в Ханты-Мансийске, реальным шагом в укреплении имиджа Югры как выставочного региона. Тем самым предприятия крупнейшего нефтедобывающего региона России получили современную выставочную площадку для демонстрации и продвижения своих товаров и услуг, проведения деловых встреч и общения, расширения взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества на качественно новом уровне.

Региональные организаторы выставок уже строят планы и на будущее, прекрасно понимая, что поступательное движение своего бизнеса вперед без наличия специализированных выставочных комплексов невозможно.

По опросам региональных организаторов, проведенным РСВЯ в начале этого года, площадь выставочных центров к 2010 году может составить более 10 тыс.кв.м в Иркутске и Саранске, порядка 15 тыс.кв.м в Перми и Калининграде, свыше 30 тыс.кв.м в Нижнем Новгороде, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Чебоксарах. Будет развиваться экономика, будет расширяться и строительство выставочных центров в регионах.

В Белгороде уже в ближайшем будущем будет возводиться надувной павильон. Это позволит расширить выставочные площади, привлечь новых участников, увеличить число выставок «строительного профиля». Это, несомненно, будет способствовать еще более успешной реализации жилищных программ, принятых администрацией области.

На Урале проблема площадей постепенно решается. В Екатеринбурге будет пущена первая очередь международного выставочного центра на 43 тыс. кв. метров (вторая очередь, еще 40 тысяч, готовится к 2015 году).

shadow «Алтайская ярмарка» – большой и многофункциональный выставочно-конгрессный комплекс, который начали строить в 2006 году. Он включает в себя три выставочных зала, конгресс-центр на 500 посадочных мест, зал для проведения спортивных соревнований с раздвижными трибунами на 1000 мест, а также 16-этажную гостиницу. В этом же здании будут располагаться залы для проведения переговоров, презентаций и т.д.

Однако эти объемы достаточно скромно выглядят при сопоставлении с зарубежными центрами. Так, ведущие западноевропейские выставки имеют площади до 400–500 тысяч кв. м. Например, территория Ганноверского выставочного комплекса в Германи составляет 496 тысяч кв. м. Выставочный комплекс FERIA VALENCIA, крупнейший в Испании – 600 000 кв. м. Итальянский Fiera Milano – 375 тысяч кв.м. А недавняя крупнейшая в Китае и Азии 101-я ярмарка импортно-экспортных товаров в Гуанчжоу (Кантонская ярмарка) расположилась на площади 630 тысяч кв.м в двух выставочных комплексах – Пачжоу и Люхуа.

И было бы несправедливо не упомянуть о строительстве одного из крупнейших выставочных центров мира в Дубае (ОАЭ). Это будет целый выставочный город, в создание которого вложено 2,5 миллиарда евро.

Когда же в 2010 году будут реализованы строительные планы региональных выставочников, то все российские выставочные площади вместе взятые (за исключением московских) смогут поспорить по величине, например с Fiera Milano (375 тысяч кв.м). А столица на всех своих площадях в 2010 году сможет принять аж полторы Кантонские ярмарки.

Сами выставочники не в состоянии строить на собственные средства. Поэтому, единственно приемлемый вариант развития отрасли – рассматривать ее с государственной точки зрения. Ведь в России выставками охвачены почти все отрасли экономики, где наблюдается хоть какая-то рыночная активность. Однако зарабатывать на организации тех или иных экспозиций у нас пока не научились, и нашей стране еще далеко до Запада, например, Германии, где обороты рынка выставочных услуг превышают 20 миллиардов долларов в год. И если на Западе сбором и анализом информации о тенденциях развития выставочной индустрии занимаются ведущие экономические центры и исследовательские бюро, то в России выставочный сектор еще не привлек подобного внимания.

Российские обороты сектора выставочных услуг составляют чуть более 500 миллионов долларов в год, хотя этот объем постепенно нарастает. Тем не менее сегодня выставочный сектор растет даже несколько энергичнее, чем наша экономика в целом (по некоторым оценкам, от 7% до 10% в год), а его специфические особенности делают его перспективным для инвестиций.

Российский выставочный бизнес в ближайшие 3–4 года неизбежно начнет консолидироваться, и число компаний будет последовательно уменьшаться, а их профессионализм расти. Пока же до этой стадии далеко. В настоящее время в России насчитывается более 500 выставочных компаний, и ряды новых участников рынка растут.

При этом выставки одних операторов патронируют областные структуры, других – городские, и третьих – федеральные. И это нормально. В Германии в любой более или менее крупной выставочной компании 65% капитала принадлежит государству. Что касается России, то из крупных игроков выставочного бизнеса в Москве, например, частным фактически является лишь «Крокус», остальные принадлежат либо столичным властям, либо другим госструктурам. И если в Москве выставочной деятельности уделяется достаточное государственно-финансовое внимание, то регионам приходится проводить выставки на таких площадках, которые есть. Поэтому, быть может, и не всегда справедливым выглядит утверждение о низком уровне проведения региональных выставок. Скорее, следует говорить о низком уровне внимания к их потребностям региональных властей.

Опубликовано в номере «НИ» от 9 июня 2007 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: