Главная / Газета 5 Апреля 2007 г. 00:00 / Тематические приложения

Сибирь идет на Москву

Вячеслав САЛАНИН

В последние годы выставочный бизнес Сибири демонстрирует устойчивые темпы роста. Правда, крупнейшие игроки этого рынка уже достигли «потолка». Произойдет ли новый всплеск активности, зависит во многом от того, сумеют ли компании в условиях неблагоприятного инвестиционного климата найти ресурсы на строительство современных выставочных комплексов. Если это удастся, региональные компании смогут на равных конкурировать с выставочными столицами – Москвой и Санкт-Петербургом.

shadow
Торжество глобализации

По данным Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), в 2005 году в Сибирском федеральном округе (СФО) прошло 23,3% выставок от общего числа в регионах России. Топ-менеджеры крупнейших выставочных компаний региона в один голос называют текущий период одним из самых успешных в своей истории. Стабильно собирает свыше 8 тыс. компаний ежегодно «Сибирская Ярмарка». Количество участников выставок «Алтайской ярмарки» возросло в 2006 году по сравнению с предыдущим годом на 15% (без учета уже закрытых выставок).

«На раннем этапе реформ выставки были порой единственным связующим звеном в межрегиональной экономической жизни и выполняли крайне важную снабженческо-сбытовую функцию. Теперь они стали реальным инструментом в формировании экономической политики своих регионов, интегрировали их в единое российское и международное экономическое пространство, – говорит президент ОАО «Алтайская ярмарка» Андрей Олишевский. – «Именно региональные выставки-ярмарки превратились для местных предприятий в обучающий плацдарм для формирования их экономических стратегий, повышения конкурентоспособности товаров. Сформировался и укрепился костяк самих региональных выставочных компаний. Теперь каждый регион СФО имеет как минимум одного оператора в области выставочно-ярмарочной деятельности».

Новый этап развития выставочного рынка Сибири обозначил несколько характерных тенденций. Появление, например, на Алтае международного календаря выставок и ярмарок, готовность предприятий продвигать свои услуги и продукцию на более широкий рынок значительно повысили для экспонентов цену новых знаний. Поэтому теперь многие выставки стали сопровождать различные программные мероприятия. Например, в рамках выставок «Алтайской ярмарки» уже ежегодно проводится от 300 до 500 семинаров, мастер-классов. Рост коснулся не только выставок, но и конгрессов, которые ориентированы на развитие приоритетных отраслей экономики. Так, широкую известность в масштабах страны уже успели завоевать проводящиеся на Алтае конгресс зернопереработчиков «Нивы России», молокопереработчиков – «Молочная промышленность Сибири». Заметной тенденцией последних лет стало появление в календаре региональных выставочных компаний выставок – «локомотивов». Например, в Кузбассе такой межрегиональной выставкой стал «Уголь России и Майнинг», на Алтае – «Алтайская нива».

«С ужесточением конкуренции стал меняться сам формат выставок. Если 10–15 лет назад превалировали выставки универсальные, то сейчас выставки приближаются к формату b2b, становится актуальной узкая специализация. И в таком случае компании начинают рассматривать участие в выставках как основной элемент маркетинга, – рассказывает гендиректор ВО «Сибирская Ярмарка» Сергей Цой. – Специализация приводит к тому, что экспоненты могут выбирать, где их участие обязательно, опираясь на региональный принцип: им интересны прежде всего те города, в которых компания планирует развивать производство, открывать дочерние предприятия, торговые представительства».

Отличительная черта выставочного бизнеса в Сибири – отсутствие у компаний прямых конкурентов в масштабах одного субъекта федерации. За отдельным исключением в регионах СФО действует по одной выставочной компании. При этом эксперты полагают, что сегодня маловероятно появление новых серьезных выставочных игроков. Скорее, возобладает тенденция по укрупнению и слиянию выставочных проектов. Тем более что почва для этого уже готовится. Как сообщил генеральный директор ЗАО ВК «Красноярская ярмарка» Андрей Абросов, в настоящее время ведутся переговоры о слиянии его компании и ООО «КрасЭкспоцентр» и образовании холдинга.

«В сегодняшних условиях появление нового игрока на этом рынке – достаточно сложный вариант. Недостаточно просто построить новые площади и ждать, что это автоматически даст результат. Выставочная деятельность – это отдельный, весьма специфичный бизнес, необходимо владеть знаниями по отраслевым рынкам и различными технологиями. Поэтому слияние компаний, которое намечается в Красноярске, – правильный путь. У одних есть площади, у других – опыт», – считает г-н Олишевский.

Более того, оценивая долгосрочную перспективу, гендиректор ВО «Сибирская Ярмарка» Сергей Цой полагает, что в итоге в Сибири и вовсе останется две, максимум три выставочные компании, поскольку это – «общая тенденция глобализации бизнеса». «Сейчас мы ведем переговоры с ВК «Красноярская ярмарка», рассматривая возможность совместного проведения выставочного мероприятия, ориентированного на весь федеральный округ. Поскольку некоторые экспоненты крупнейших выставок Красноярска и Новосибирска – это зачастую представительства одних и тех же компаний, и для них, и для нас было бы эффективнее проводить глобальные выставочные мероприятия. Но пока об этом можно заявлять только как об одном из возможных проектов», – говорит Сергей Цой.

Участники рынка указывают на то, что конкурентная борьба теперь перешла в межрегиональную плоскость и имеет тенденцию к координации действий. «Мы очень остро конкурируем с выставочными компаниями из других регионов, в том числе и с Москвой. Есть определенное число игроков на рынке АПК, и мы боремся за то, чтобы они не поехали, допустим, в Новосибирск или Красноярск. Поэтому как регион конкурирует с регионом на географическом пространстве, так и мы как инструмент конкуренции региона конкурируем на своем уровне с другими выставочными компаниями», – продолжает Сергей Цой.

В то же время актуальной остается для выставочных компаний региона кадровая проблема. Скажем, воспитание новых кадров в рамках классического образования для этого сегмента рынка в том же Барнауле вряд ли можно взять за образец. На экономфакультете Алтайского госуниверситета уже пятый год маркетологам в течение одного семестра читают курс «Экономика ярмарочно-выставочной деятельности». Однако сами преподаватели признаются, что не являются глубокими специалистами по этой теме и потому всячески пытаются компенсировать проблемы у студентов в теоретических знаниях практическими, налаживая их тесное взаимодействие с «Алтайской ярмаркой».

Завоеванный патронат

Важным фактором роста отрасли эксперты называют оживление деловых отношений между выставочными компаниями и органами власти. «Крайадминистрация стала более внимательно относиться к этому сектору рынка, поддержка оказывается на более качественной основе, структурировано, – рассказывает Олишевский. – Теперь мы совместно с крайадминистрацией формируем выставочный календарь, согласовываем идеологию отдельных мероприятий. В регионе стал впервые реализовываться график выставок за рубежом. В начале года местные предприятия поучаствовали в выставке «Зеленая неделя» в Германии, впереди – выставки в Берлине, Каннах, которые реализуются совместными финансовыми, организационными, политическими усилиями».

Аналогичная тенденция и в Кемеровской области: местные бизнесмены отмечают, что обладминистрация, администрации городов, стали относиться к выставочному движению как к одному из инструментов для решения своих задач по развитию экономики и социальной сферы в регионе. Например, в течение последних лет проводится «Кузбасская неделя предпринимательства и бизнеса», к которой очень высок интерес со стороны как экспонентов, так и органов власти Кузбасса. А выставка «Уголь России и Майнинг» и вовсе проходит под патронатом самого губернатора. В Омске учредителем выставочной компании «ИНТЕРСИБ» наряду с ТПП является администрация области.

В свою очередь, Сергей Цой оценивает интересы выставочных компаний и региональных властей неоднозначно. «Сибирская Ярмарка» – частная компания, и мы выстраиваем отношения с органами власти по схеме партнерства, и в целом такое сотрудничество можно оценить как позитивное, – рассказывает Цой. – Но интерес административных структур к отраслевым выставкам обусловлен уровнем развития той или иной отрасли в регионе. Те же продовольственные выставки растут не за счет расширения географии участников, а за счет технологий, оборудования. Поскольку глава города, области будет стараться лоббировать интересы местного производителя. И здесь интересы выставочной компании идут вразрез с интересами официальных представителей города, области».

Очарование стабильностью

За последние годы выставочный бизнес Сибири укрепил свои финансовые позиции, его деятельность устоялась и приобрела признаки стабильности. Сегодня рентабельность деятельности выставочных компаний региона – плавающая, в зависимости от степени успешности отдельных выставок, и составляет в среднем 13–15%. Участники рынка считают это недостаточным для того, чтобы строить новые объекты и возвращать инвестиции, и вынашивают планы выйти на уровень рентабельности 20–25%.

На данный момент затраты экспонента состоят как из собственно оплаты участия в выставке, так и затрат на подготовку к ней (расходы на полиграфию, персонал, оплату проезда и т.д.). Размер последних статей расходов зависит от целей и задач экспонентов и, конечно, от их возможностей. Расходы на основные статьи затрат (аренду выставочной площади, регистрационный взнос) среди прочих затрат участников составляют, например, в «Алтайской ярмарке» от 20% до 30%. Стоимость участия в выставках этой компании ежегодно увеличивается в среднем на 7–9%. При этом менеджеры выставочных компаний признают, что выставка – это самый дорогостоящий, но при правильной подготовке и самый эффективный инструмент продвижения своего бренда на рынки b2b и b2c.

Любопытно, что для местных компаний, в отличие, например, от их столичных коллег, проблема загрузки выставочных площадей далеко не самый актуальный вопрос. Уже потому, что многие из них выставочные площади арендуют. Поэтому даже стандартные экономические показатели порой представляют для менеджмента выставочных компаний праздный интерес. «Нас абсолютно не занимает такой показатель, как коэффициент полезной загрузки – это предмет внимания владельцев выставочных площадей. Когда у нас будут собственные площади, тогда и коэффициент загрузки станет одним из параметров возврата инвестиций. Сейчас же у нас даже такой аналитики не ведется. Нам гораздо важнее качественная составляющая. Соотношение выставки этого года с выставкой прошлого года – есть рост или нет», – подчеркивает Олишевский.

«Главный показатель эффективности – это стабильная работа компании. Составляющих эффективности много, и все они взаимосвязаны. Это количество выставок, продаваемые площади, доход от выставочных мероприятий, их рентабельность, число посетителей. Показатель количества выставок и продаваемых площадей у нас стабилен: есть небольшой рост – от 5% до 10%, но бывают и спады, – говорит Цой. – В развитии основных выставок, таких, как «СТРОЙСИБ», «АВТОСИБ», «ПРОДСИБ», наблюдается значительный и постоянный рост. Если брать в целом все мероприятия, то динамика уже не столь впечатляющая. Это хорошо, потому что стабильность – тоже показатель. Что касается доходной и расходной части, то здесь сложно говорить: коммунальные затраты и аренда растут, у нас здание арендовано (заводской цех площадью около 10 тыс. кв. м) и выводить его на денежную эффективность – это тупиковый путь».

Календарь любой выставочной компании довольно объективно характеризует состояние отраслевых рынков. Например, в прошлом году «Алтайская ярмарка» вынуждена была отказаться от выставки, посвященной рекламе, поскольку данный рынок, по оценкам специалистов компании, остановился в своем развитии. «Мы несколько раз пытались расшевелить тот же рынок рекламы, проводили конференции, приглашали специалистов на мастер-классы. Нам казалось, что проблема рынка лежит в области компетенции его участников. Однако позже пришли к выводу, что причина слабости выставки связана с определенной деформацией рынка», – отмечает Олишевский.

В последнее время выставочные компании стали проводить специальную политику в отношении частных посетителей. «В отличие от крупных мегаполисов, где четко различаются выставки, рассчитанные на b2b и b2с, наши выставки для частного посетителя мы закрыть не можем, хотя коррективы в работу с ними постепенно вносим», – рассказывают в «Алтайской ярмарке». Так, когда-то «Алтайская нива» начиналась как чисто потребительская выставка, теперь же она все больше дрейфует в сторону b2b. Программы, ориентированные на b2b и b2c, разносятся на разные даты, варьируется цена на билеты. В рамках новой концепции работы с клиентами в Барнауле стали проводиться и мероприятия, дающие мультиэффект. Так, «Праздник сыра». с одной стороны, подогревает интерес частных посетителей к этому продукту, способствует популяризации его потребления, с другой – повышает имидж Алтая как одного из ведущих центров сыроделия в России. Впрочем, изменившиеся принципы работы с частными посетителями не привели к их оттоку с выставок. Напротив, в 2006 году количество посетителей выставок «Алтайской ярмарки» увеличилось на 7%. Количество посетителей «Сибирской Ярмарки» также растет – с 57,6 тыс. в 2004 году до 62,7 тыс. в 2005 году.

Нераскрытый потенциал

Наблюдаемый в настоящее время рост выставочной отрасли в Сибири мог бы иметь и более высокую динамику, если бы не ряд сдерживающих факторов. Главным тормозом дальнейшего развития отрасли, притока в нее новых технологий и инвестиций, менеджеры выставочных компаний единодушно называют неудовлетворенный спрос на выставочные площади. «Наша индустрия располагает большим внутренним кадровым потенциалом и наличием необходимых выставочно-конгрессных технологий. Однако региональными и федеральными органами власти не в полной мере раскрыты и используются ресурсы выставок и ярмарок. Очевидно, что дальнейшее развитие в регионах на этом этапе невозможно без строительства современных специализированных комплексов, – подчеркивает Олишевский. – Этот фактор, к которому терпимо относились даже пять лет назад, сегодня сдерживает развитие выставочных проектов в регионах, потенциально выросших до уровня федеральных и международных. Это равнозначно сдерживанию развития территорий. Это вопрос номер один для РСВЯ. Именно строительство достаточно небольших выставочных комплексов в крупных региональных городах позволит судить о росте и мощи выставочной отрасли России».

Между тем, по данным РСВЯ, сегодня 62,6% выставок проводится в регионах – на них приходится 34,9% выставочных площадей. Эти цифры явно не соответствуют друг другу: на такое количество выставок должно приходиться значительно большее количество участников. Но если в столице экспонентам предоставляется в среднем по 4–50 кв. метров, в регионах Сибири – по 4–6 кв. метров. Более того, по мнению местных экспертов, если бы регионы сегодня располагали современными выставочными и конгресс-площадками, они бы уже обогнали по количеству выставок и Москву, и Санкт-Петербург.

Впрочем, ожидание бума в деятельности регионального выставочного бизнеса не носит эфемерный характер и опирается на уже закладываемый фундамент. Так, уже в этом году «Сибирская Ярмарка» планирует завершить строительство собственного выставочного комплекса. «С реализацией этого проекта перед нашей компанией откроются новые перспективы», – уверен Сергей Цой.

«Алтайская ярмарка» пока располагает только отводом земли под строительство выставочно-конгрессного и семейно-развлекательного центра «АТЛАС» (общей площадью 51 тыс. кв. м), который позиционируется как «единственный за Уралом». Однако сдерживает реализацию проекта его стоимость – около 900 млн. руб., что пока не под силу одной региональной выставочной компании. Основная идея «АТЛАСа» – предоставить на одной комфортной площадке комплекс услуг в области бизнеса, культуры и отдыха. Комплекс будет состоять из нескольких блоков: выставочно-экспозиционного, семейно-развлекательного (с «зимним» садом, большим детским городком, рестораном), торгового и бизнес-центра с 16-этажной гостиницей. В компании рассчитывают, что проект окупится за 5–8 лет, поскольку выставочно-конгрессная часть всего комплекса занимает только 19 тыс. кв. м и обойдется в 450 млн. рублей. «В среднем компания на арендованных площадках проводит более 10 крупных выставочных и конгрессно-выставочных мероприятий по разным сегментам рынка ежегодно. В среднем около 1000 компаний из 20 стран мира ежегодно представляют на этих площадках свою продукцию и услуги. Ежегодно выставки посещают более 41 тыс. человек, – рассказывают в «Алтайской ярмарке. – Другими источниками дохода в ходе эксплуатации объектов комплекса станут доходы от участия в различных видах бизнесов, представленных в проекте «АТЛАС» (развлекательного, гостиничного и т.д.), доходы от аренды площадей торгового блока. Возможны также варианты продажи, траста, аренды. То есть рассматриваются все возможные стратегии реализации проекта «АТЛАС» как в целом, так и по отдельным очередям строительства с учетом всех существующих механизмов финансирования. Таким образом, возможно вычленение из проекта отдельных составляющих, которые были бы наиболее интересны для потенциальных инвесторов как с точки зрения сроков окупаемости, так и размеров доходности».

Фактически сегодня выставочный бизнес Сибири поставлен перед жестким выбором: преодолеть в ближайшее время увеличивающееся отставание от столичных выставочных компаний или быть поглощенными более сильными конкурентами. «В данный момент выставочным компаниям региона предстоит решить взаимосвязанные между собой задачи: обеспечить рост местных экономик, оказать эффективное сопровождение перетока капитала, технологий, услуг из столиц в регионы и, наконец, привлечь федеральные средства для инвестирования в выставочные центры в регионах», – считает Олишевский.

Впрочем, ключевые игроки выставочного рынка Сибири оценивают перспективы развития своей индустрии весьма оптимистично. «Появление в регионах специализированных выставочных комплексов – это лишь вопрос времени. Основная проблема региональных выставочных компаний состоит в том, что объем оборотов не позволяет им без дополнительных инвестиций самостоятельно выстроить выставочный комплекс. В данном случае, выставочная компания будет строить для себя: такое строительство – не производство, это, скорее, услуга, направленная на продвижение продукта. Оборот любой выставочной компании не позволяет построить выставочный комплекс еще и потому, что он имеет ряд технологических сложностей, требуется территория для организации парковочных мест, развития инфраструктуры – это колоссальный объем инвестиций. Но на данный момент существует проблема поиска инвестора. Трудность заключается в тех условиях, которые инвестор выставляет. Если бы у любой региональной выставочной компании был свой выставочный комплекс, то показатели эффективности уже давно были бы на порядок выше», – считает Цой.

В значительной мере позитивный настрой участников рынка обусловлен и тем, что в России в обозримом будущем с высокой степенью вероятности будет реализована германская модель развития и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. Если сейчас выставочный бизнес в стране является исключительно уделом частных компаний, поскольку на 90–95% находится в негосударственной собственности, то в перспективе структура собственности подвергнется трансформации в сторону создания частно-государственных партнерств. Большее участие государства в выставочном бизнесе выразится на региональном уровне, например, в строительстве самими муниципалитетами выставочных комплексов, которые будут сдаваться в аренду частным компаниям, которые, в свою очередь, будут вкладывать в этот рынок инвестиции и реализовывать программы, представляющие интерес для местных властей.

«Такой сценарий развития событий даст значительный импульс развитию отрасли, и наша компания в этом случае только выиграет. Поскольку только собственные ресурсы не позволяют нам рассчитывать на строительство выставочно-конгрессного центра, сейчас мы стремимся попасть в краевую инвестиционную программу, которая позволит получить финансирование из регионального и федерального бюджетов. При этом условии запустить проект мы сможем уже в 2009 году», – полагают в «Алтайской ярмарке».

Эксперты прогнозируют, что как только такие комплексы в Сибири появятся, расширится календарь выставок, начнется более глубокая специализация по отраслевым рынкам. Кроме того, увеличится количество форумов, конгрессов, потребность в которых оценивается очень высоко. По оценкам местных аналитиков, по объемам оборота рынок конгрессов в будущем вполне может быть сопоставим с рынком выставок. Пока же выставочная индустрия находится в ожидании того, какая тенденция возобладает. «Для меня как для члена РСВЯ, отвечающего в некоторой степени за региональную выставочную политику, стоит знак равенства между отсутствием новых выставочных комплексов и стагнацией рынков. От того, как будет решен этот вопрос, напрямую зависит, ждет нас депрессия или новая волна», – говорит Олишевский.

Опубликовано в номере «НИ» от 5 апреля 2007 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Лейла Намазова-Баранова

«Часто болеющие дети – это повод обратиться к генетику»

Анна Банщикова

«Мне все доставалось своим трудом»

Осенние игры

Как время года влияет на обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Шкала здоровья

Ноябрь – время тюбажей и правильного сна

Новости


Все на сладкий фестиваль!

Что нужно, чтобы устроить настоящий шоколадный праздник

Кожа без полос

Как убрать растяжки

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: